?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Галина Аксенова
Фильм «Сломанные цветы» считается, самым коммерческим фильмом Джурмуша, хотя он – из редких американских режиссеров, кто не зависит от индустрии и владеет негативами собственных фильмов.

Название фильма Джармуша немного похоже на название фильма Гриффита Broken Blossoms (1919), только последний переводится на русский «Сломанные побеги», что имеет смысл, потому что у Гриффита идет речь о подростках, а у Джармуша о взрослых людях, о baby-boomer’ах - поколении детей-цветов.

Джармуш сочетает реалиста, близкого Кассаветису и тяготеющего к документальному кино, с постмодернистом, чьи ироничные фильмы состоят из цитат. В случае «Сломанных цветов» в роли цитат выступают актеры: Жюли Дельпи (снималась у Каракаса, Агнешки Холланд, Кисьлевского), Джессика Ланж (снималась в фильме «Почтальон всегда звонит дважды» у Боба Рафелсона (1981) и у Скорсезе), Тильда Свинтон (любимая актриса Дерека Джармена), Хлоя Севиньи (дебютировавшая в фильме «Детки» Ларри Кинга – предшественника нашей Гай Германики, и сыгравшая у Ларса фон Триера в «Догвилле» и «Мандерлей») и, наконец, Шэрон Стоун. Актрисы, слава которых немного в прошлом, (что по-английски выразительно называется have-beens) играют возлюбленных юности стареющего героя Дона Джонстона (Билл Мюррей). Джармуш попросил актрис написать собственную версию розового письма, которое получил Дон, и использовал это в фильме.

«Сломанные цветы» - очень американский фильм. Это энциклопедия среднего класса страны – с показом представителей верхов и низов этой группы населения – от того, что едят, на чем ездят и как одеваются, до того, где живут. Фильм снят в жанре травеллога, самым ярким примером которого в американской литературе является «On the Road» Керуака, а в советской (об Америке) – «В поисках грустного бэби» Аксенова.

Фильм «Сломанные цветы» - идеальная кинематографическая трагикомедия, где элегантно-сатирическое изображение американской жизни сочетается с прорывами в настоящую трагедию одиночества, депрессии, потери смысла. В фильме мало говорят. Выразительность в молчании – важное кинематографическое достоинство – возвращение к годам великого немого. У Джармуша это соединяется с неспособностью главного героя к вербальным проявлениям. По ходу фильма мы узнаем, что он разбогател, занимаясь компьютерами, и теперь перед нами одна из первых жертв этого виртуального Молоха. У Дона нет не только людей рядом – фильм начинается с того, что его возлюбленная покидает его - у Дона нет даже самого компьютера, только ТВ – этот всесильный лже-друг детей ХХ века, главная задача которого – использовать зрителя, т.е продавать что-нибудь (в самом телефильме или в рекламной вставке) человеку, застывшему у телевизора.

Реализм Джармуша – в длинных планах-эпизодах, заканчивающихся затемлениями, что говорит о переходе героя в другое пространство, в редком и бесшовном монтаже. Постоянная diagetic (внутрикадровая) музыка (когда мы видим в фильме источник звуков) и усиливает реализм, и помогает создать настроение. Его фильмы – своего рода современные кино-мюзиклы.
Интересно, что Джармуш – один из тех, создал моду на документальную манеру, кто вернул к жизни имя Кассаветиса. Внимательно просматривая титры, можно увидеть, что Джармуш высказывает особую благодарность Александре Кассаветис - дочери режиссера. Кстати, титры у Джармуша – одни из самых длинных в американском кино, ибо он внимателен к тому, чтобы каждый водитель, работавший на фильме, был упомянут.

Второй режиссер, чье имя упоминается в титрах – забытый представитель французской новой волны - Жан Эсташ (1938-1981), чьей памяти посвящен фильм «Сломанные цветы» . Можно заменить некоторую параллель между «Сломанные цветами» и фильмом Эсташа 1973 года «Мамочка и шлюха», и герой джармушевского Дона – американский вариант Александра из «Мамочки и шлюхи». Если фильм Эсташа говорит о том, чем закончилась майская революция 1968 года во Франции, то Джармуш говорит о том, что 20 лет спустя стало с поколением Вудстока. Если Эсташ использует музыку прошлого – Эдит Пиаф, Зару Леандер, то Джармуш обращается к композитору Mulaty Astatke – к музыке Эфиопии, как страны с более целостным сознанием, чем США.

Фильм, построенный на расследовании, заканчивается тогда, когда герой близок к цели. Развязка не интересует Джармуша, ибо, расследование было необходимо только для того, чтобы удержать внимание непоседливого зрителя.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner