?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как готический собор возводится сроком в жизнь архитектора, так и этот фильм. Он по Стругацким, но обрывки фраз, которыми все перешептываются, не всегда доходят по сознания зрителя, и кажется, абсолютно неважно, понимает зритель или нет, это - его проблема.  Иногда я думала, что смотрю немой фильм "Арканар - симфония города" с тапером, создающим гур-гуровый аккомпанемент, или почти мамблкор с большим бюджетом.

В "Трудно быть богом" 3 часа спрессовываются до 30 минут. Камера мобильна, но не суетлива. Планы-эпизоды похожи на уходящий вглубь кадра слоеный пирог. Многоуровневая композиция. На первый план постоянно вылезают предметы, подсовываемые бутафором, – то куриные лапки, то свиные ножки, то животное или человечье рыло… Короткий фокус приводит ко вторичной деформации лиц, которая уже произведена гримерами. При этом, животные выглядят вполне прилично, потому что их не гримировали.

В фильме частый выход в закадровое пространство, но ни вправо-влево, вверх-вниз, а на зрителя: в камеру постоянно заглядывают богооставленные рожи.Во второй части, где-то после часа двадцати минут, изображение меняется: композиция, цвет, движение камеры. «Трудно быть богом» снимали два оператора: один – гениальный, другой- талантливый.

Костюмы –исторический маскарад - гибрид доспехов средневекового рыцаря,  нарядов испанского возрождения, костюмов фламандцев, с изредка возникающими античными, японскими, восточными и скандинавскими мотивами. Фотогеничность металла, бархата и лживость дутиков, которые при намокании ведут себя не так, как задуманная для костюмов кожа. На фильме работал Георгий Кропачев. Как художник он делал «Гамлета» с Козинцевым. Как режиссер «Вий» с К. Ершовым. Следы обеих картин заметны в «Трудно быть богом».

У Германа - какая-то любопытная мимикрия костюмов: герой начинает сцену в одном, потом оказывается в другом, потом в третьем, а кто ему судья? если и сцены-то нет, нет нарратива, и никто никому ничего не рассказывает. Потому что времени – нет. Нет и пространства. Одно сплошное невеликое стояние времени и скукоженность, свернутость места.

Фон в фильме важнее людей, ибо они стали фоном. По пластике и заполненности кадра – это не средневековье, это барокко. Шкловский называл фильмы Эйзенштейна «советским барокко», а здесь – постсоветское барокко. Нет углов, вся мягкое, оптекаемое. Тела толстые, с многочисленными жировыми складками, как у Рубенса, трясущееся, как незастывшее желе. И фламандские натюрморты, съеденные предыдущей съемочной группой. Сопли и плевки текут рекой. Испражнения становятся настолько естественными, что удивляешься, когда в кадре появляется плетенная туалетная кабинка – в этом мире в ней нет никакой надобности. Телесный низ стал сакральным верхом. Голый зад обрел свое место между двумя лицами, одно из которых – лицо Руматы.

Навязчивые зады людей, лошадей и ослов, бесконечные фаллические символы: стоячие и висячие носы и члены, включая, ослиный вытянутый на пол-экрана, после книги Саймона Карлинского «Сексуальный лабиринт Николая Гоголя» (1976), аназилирующей "Нос" Гоголя, как метафору, рождают мысль о подавляемой, репрессированной гомосексуальности мужского мира.

Когда Румата (Ярмольник) пробалтывает «Гул затих, я вышел на подмостки» Пастернака (стихотворение, который Высоцкий читал в «Гамлете» в театре на Таганке, где много лет играл Ярмольник), становится стыдно, ибо все гамлеты выродились и даже не в розенкранцев и гильденстернов, а… в череп Йорика. В одной сцене поразило появления нескольких актеров, похожих на Ярмольника, почти двойников. Да и сам Румата - Ярмольник раздвоен, расчленен. Голос актера расходится с его изображением. Голос точен. Изображение - с претензией.

Режиссер часто прячет Румату, как и всех остальных, за какие-то преграды, потому что все они ему не нравятся, что-то не получилось, и поэтому Герман словно сливает мир фильма, сливая, таким образом, мир вообще. Это  - дантовский ад, но каким-то странным образом обитатели картины «Трудно быть богом» про это не знают, об этом знает только режиссер, и его бесконечно жаль. Камера слежения вовсе не у Руматы – он сам косится в нее глазом, камера – у режиссера, это в его бездонные от страдания глаза смотрится фильм.

Если сохранено название «Трудно быть богом», то это вовсе не значит, что он про Румату-Ярмольника, который часть той же мокрой, склизкой, сопливо-сперматической среды. «Трудно быть богом...» - это Герман говорит про себя. Этой догадке способствует закадровый голос. Он ассоциируется только с режиссером. Это Герман сегодня с того света говорит чужим голосом. И безнадежная клаустрофобия… и… «некуда податься, кроме них»…

Эйзенштейн «Стачки», «Александра Невского», «Ивана Грозного»…

Толпа немцев из «Падение Берлина»…

Грязь из «Летят журавлей», которую месит Борис…

«Сало» Пазолини…

«Чекист» Рогожкина, где зритель, просмотрев час, как раздевают, расстреливают, а потом сваливают в грузовик худые обнаженные тела, входит в психическое состояние героя – чекиста времен Гражданской войны…

Все продырявило дождем и заволокло японским туманом, из которого один раз показалась белая лошадь,  а другой – ежик – привет от Норштейна, другого вечного строителя храма…

И бесконечный Тарковский – «Андрей Рублев», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия»…

Это не цитаты. Это – диалоги. Это разговор великого с великими и… невеликими. О чем? Это им знать.

А в конце - снег. В «Рублеве» у Тарковского была русская Голгофа – белая, зимняя. У Германа ее нет… срыли. Слева - дерево прорывается сквозь туман. Вдалеке - виселица. По дороге, откуда только что пришли мужчина с девочкой, направляются 4 всадника Апокалипсиса.

Все.

Конец.

«Дальше – тишина».
 

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jul. 28th, 2014 04:38 pm (UTC)
Б. Маневич, Е. Жукова и Г. Кропачев участвовали в создании картины на раннем этапе, а основным художником фильма на протяжении десяти лет был Сергей Коковкин, лауреат премии "Ника", снявший с Сокуровым "Молох" и с Германом-младшим "Бумажного солдата". Герман-старший с восхищением отзывался о его работе.
starkino
Jul. 28th, 2014 05:16 pm (UTC)
Приятно получить ответ из Миддлбери, спасибо за справку, вы всегда источник точной информации:)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner