?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поскольку слово «война», к сожалению, стало популярным в последнее время, я хотела бы предложить пересмотреть великий фильм Жана Ренуара «Правила игры».  В нем для каждого найдется что-нибудь интересное. Для одних это будет «исповедь сына века». Те же, кто не любит социальный пессимизм a la Альфред де Мюссе, могут не обращать на него внимания, не вслушиваться в тексты героев фильма a la Мариво, не следить за подводными камнями, разбросанными вдоль изящных изгибов сюжетного потока,  а просто любоваться нарядами главных героинь, представительниц высших слоев французского общества. Бонтонные туалеты, которые появляются на экране,  - очаровательные творения модного дома Шанель. Подобное расслоение интересов вполне приемлемо для ренуаровского фильма. Оно совпадает с тем, что происходило во французском обществе в конце 1930-х, когда одни разводили политический мариводаж, другие думали о войне, третьи - о платьях от Шанель, и никто не хотел умирать.

Жан Ренуар снимал фильм «Правила игры» в 1939 году. На первый взгляд, кажется, что фильм ничем, кроме моды, не привязан к конкретному времени. Но это впечатление ошибочное, ибо фильм несомненно рассказывает об очень точном и коротком историческом промежутке между миром и войной.

Аншлюс Австрии 1938 года привел к тому, что инакомыслящие жители поспешили покинуть границы немецкого языка и страны, на нем говорящей. Франция, первое пристанище австрийских беженцев, переживала политический разброд, разочарование в Народном фронте и предчувствовала неизбежность беды. Это был период, про который историк кино Жорж Садуль сказал: «Поражение – удел порядочных людей». Но никто в фильме Ренуара не говорит ни о войне, ни о поражении.

В начале статьи имя Мюссе возникло неслучайно. Знаменитая фраза классика о поколении, которое рождено «в чреве войны и для войны», находит отклик у Ренуара. Его предыдущий фильм «Великая иллюзия» (1937) о первой мировой войне, откуда родом все поколение Ренуара. Есть и более конкретная отсылка к Мюссе. В своем фильме режиссер выступает и в актерской роли. Он играет Октава (персонаж носит имя «сына века» из романа Мюссе).  О герое Франции, своем близком друге летчике Андрэ, Октав говорит: «Нужно понимать: сегодняшние герои, как правило, потрясающие в небе. Но, когда они спускаются на землю, они слабые, бедные и беспомощные». Эти слова киноперсонажа являются не только фразой из фильма, но и диагнозом, который режиссер ставит своим героям - «детям века».



В «Правилах игры» мы встречаем представителей всех слоев французского общества: богатых и бедных, хозяев и слуг, аристократов и буржуазию, жен и любовниц, французов и евреев, эмигрантов и эльзасских немцев. Зритель получает модель общества, которое в фильме добровольно, с радостью и для развлечения исполняет danza macabra, не понимая провиденческого смысла танца.

Аэропорт Ле-Бурже, 16-ый arrondissement Парижа, замок в районе Эльзаса – основные места действия фильма. Разговоры о любви, еда и охота – основное времяпрепровождение героев. Человек и кролик – основная метафора режиссера, довольно сатирическая и безжалостная. Врач, а именно в такой роли выступает Ренуар в этом изящном и даже легкомысленном, на первый взгляд, фильме, должен быть честным, если он хочет вылечить пациента. Но, похоже, что в 1939 году никто не  хотел лечиться. Фильм «Правила игры» не был обласкан судьбой. Его запретили во Франции, потом в Германии, потом в Виши. Во время бомбежки он был уничтожен союзниками. Каким-то чудом копия уцелела, и ретроспективно фильм оказался еще более пророческим, чем это казалось в мирном и пограничном 1939-ом.

Доказательством того, что сюжет имел крепкие, хотя и тайные связи с французской реальностью, может служить следующая информация. По сюжету Октав и Кристина дружили с юности, часто встречались в Зальцбурге, где отец Кристины был известным австрийским дирижером. В действительности, исполнительница роли Кристины – актриса Нора Грегор была первой женой Мити Никиша – знаменитого музыканта и сына великого дирижера, основоположника современного школы дирижирования Артура Никиша. А бежала она из Австрии со своим вторым мужем - фон Штарембергом, вице-канцлером Австрии.



Обсуждая хозяев, кто-то из слуг сообщает, что дедушкой маркиза ла Шене был некий Розенталь из Франкфурта. Розенталь – фамилия одного из главных героев фильма «Великая иллюзия». Его играл Марсель Далио, он же - исполнитель роли маркиза ла Шене. Через год после выхода фильма «Правила игры» фашисты назовут Марселя Далио «типичным французским евреем» и развесят фотографии актера по всей оккупированной Франции. А сам он, с невероятным трудом пересекая границы стран и континентов, которые будут отказывать в приюте еврею-беженцу, попадет Голливуд и сыграет крупье в легендарном антифашистском фильме «Касабланка».

Итак, всего через год после премьеры фильма «Правила игры» в Париже были немцы, а в Голливуде – создатели картины: Жан Ренуар, Марсель Далио, Нора Грегор идважды эмигрант Евгений Лурье, французский художник еврейского происхождения, рожденный в Украине… А ведь вначале казалось, что фильм… про любовь и платья от Шанель.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner