?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Клузо. "Пленница".

В воздухе носится нечто, наводящее на мысль, а не пора ли стать мизантропом. Посему самое время посмотреть какую-нибудь картину одного из самых загадочных мизантропов кинематографа – французского режиссера Анри-Жоржа Клузо. Например, его последний фильм «Пленница» (1968). Одновременно с погружением в мизантропию, просмотр его фильма станет путешествием в мир оптического и кинетического искусства 1960-х годов.

Op-art – диалог между конкретноcтью произведения искусства и зрительским восприятием, ощущение мобильности при полной статике, замена реального движения виртуальным, иллюзия. Об этом и фильм «Пленница». Он тоже строится на диалогах: между немецким и французским, богатством и бедностью, искусством и коммерцией, мужским и женским, доминированием и подчинением. То есть в «Пленнице» речь идет и об эротическом, и о политическом, и о сексуальном удовольствии, которое получается от подчинения; и о социальной проблеме, созданной новой группой населения – жителями рабочих пригородов, и о том, что в нынешнее время массового потребления предмет искусства превращается в предмет торговли, а галерея - в художественный супермаркет. Фильм складывает мозаичное панно, которое создается из особенностей современной жизни.

«Пленница» - последний фильм Клузо, который он снимает, не закончив предыдущий - «Ад» (1964) с Роми Шнайдер и Сержем Реджани. «Ад» долгое время считался потерянным, но несколько лет назад французский продюсер и режиссер Серж Бромберг обнаружил сохранившиеся эпизоды, собрал их воедино и сделал фильм о фильме: «Ад Анри-Жоржа Клузо» (2009), что стало мировой киносенсацией.

Есть связь между «Адом» и «Пленницей» и не только в названиях или в работе удивительного оператора, мастера «светописи» - Андреаса Виндинга, который снимал оба фильма. Главные герои «Пленницы» – три молодых человека. Двое мужчин и женщина. Стэн Хасслер (Лоран Терзиефф) – модный галерист, фотограф, владелец роскошной парижской квартиры, где нет места для людей и живут одни произведения искусства. Жильбер Моро (Бернар Фрессон) – бедный художник, житель пригорода, нашедший свою нишу между искусством и коммерцией. Хозе (Элизабет Винер) – девушка из обеспеченной семьи. Ее родители – посетители модных галерей, а сама героиня - работник телевидения, монтирующая фильм о женщинах и насилии. Жильбер и Хозе – муж и жена, живущие в открытом браке.

Фильм Клузо о любовном треугольнике, но он не только или, скорее всего, не столько об отношениях между теми, кто является вершинами этого треугольника, сколько об их «аде», их внутренних состояниях, их психических особенностях, которые есть производные от времени и места, их окружающего.

Если внимательно посмотреть начало «Пленницы», вникнуть во все визуальные метафоры, в том числе геометрические и цветовые, четко и рационально представленные Клузо и снятые Андреасом Виндингом, то все последующее содержание будет правильным образом предчувствованно. Клузо не рассказывает сюжет, он с нескрываемым пессимизмом обнародует результаты психоанализа характеров без малейшего желания диагностировать героев к концу фильма.



В «Пленнице» много документального материала. Галерея Стэна напоминает реально существовавшую в то время знаменитую галерею Дениз Рене, где в 1955 году состоялась легендарная выставка Le Movement. В квартире у Стэна висят картины, в том числе работа Жана Дюбюффе, которые являлись собственностью самого Клузо. Эта картина, как и вся коллекция, принадлежавшая Клузо, была продана на аукционе Christie's в декабре 2012 года. Съемки проходили в реальных интерьерах и реальных районах реального Парижа. Одежду для фильма делал известный кутюрье Жак Хаим. В его задачу входило и создание модной одежды 1968-го года, и сохранение цветовой символики, важной для режиссера.

Фильм снимали в начале 1968-го года. На экраны он вышел осенью, и кажется, что Клузо, создавая свою версию портрета современной жизни, предвидел все, что произойдет в мае 1968-го на парижских баррикадах, а также авансом испытал разочарование и в молодежи, и в ее бунте.

Жан-Жак Руссо писал: «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека», но он, как многие французские просветители, верил, что «мир управляется могущественною и мудрой волею». Клузо в это уже не верит.

Comments

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner