?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Танго и поэзия Серебряного века в Российском молодежном театре (РАМТе), Москва -  02.12.2012, начало в 22.00

http://www.youtube.com/watch?v=0Ejb-19u1Xk
http://www.youtube.com/watch?v=uOz_s1IGX_c
http://www.youtube.com/watch?v=DVBeKtoAF1Q
www.starkino.ru


 
                                                     фото Марка Смехова
Танго – танец, который Бернард Шоу назвал «вертикальным выражением горизонтального желания», - родилось в Аргентине. В конце 19 века в стране было почти все, не хватало только рабочих рук. И тогда правительство бросило клич во все концы света, и беднейшие люди Европы потянулись в Аргентину, в надежде на удачу. Это была экономическая иммиграция. Кто-то переезжал навсегда, кто-то ехал заработать. Иммигранты везли с собой через океан единственный багаж – свои национальные традиции. Полька и вальс, смешивались с кубинской хабанерой, уругвайской милонгой; фламенко соединялось с африканизированной мазуркой, от этого смешения родился новый танец – танго.

Первое время в Буэнос Айресе к танго относились как к неприличному танцу. Хорхе Луис Борхес называл этот период – «эпохой борделя», потому что танго родилось в аргентинских домах свиданий, где стирались границы между сословиями.

В конце 19 века Буэнос-Айрес – быстрорастущий город. Так как из Европы ехали в основном молодые работотники, в Аргентине, при избытке мужчин оказался дефицит женщин. В то время у мужчины было только две возможности встретиться с женщиной: на танцевальной площадке или в борделе. Так что, проституция оказывалась доходным бизнесом. В борделях стояли очереди, а Буэнос-Айрес называли «порт потерянных женщин».

Другой латиноамеркианский писатель Хулио Кортасар вспоминал: «С притворной небрежностью я заглядывал в двери, за которыми скрывались тайны тайн, и лифт возносил людей к венерологам или выше, в самый рай, к женщинам, которых газеты зовут порочными».

Мужчин в борделях, пока они ждали своей очереди, нужно было развлекать. В гостиной играли маленькие оркестры, и клиенты танцевали друг с другом. До конца 19 века не было печатных нот, а граммофон был изобретен позже, так что живая музыка была единственной возможностью практиковать танец.

В начале 20 века в Аргентине вырос класс новых богатых, которые своих детей чаще всего посылали учиться в Париж. И вот новый танец стали вывозить в Европу - и дети богатых аргентинцев, и моряки, которые учили танцевать портовых девушек. А к 1912 году танго стало танцем парижской богемы, а через год победило все остальные танцы.
 
                                                                                                                  фото Марка Смехова
Главное, что сделало танго популярным – первые пластинки. Перед самой войной начала быстро развиваться звукозаписывающая техника. Появлялись пластинки в бумажных и даже кожаных конвертах. Записывали в горн, а не в микрофон, поэтому голоса слегка искажались. Танго – это дитя города и новой техники.

Были и артисты, персонально виновные в мировой популярности танго. Среди них – самое яркое имя - Карлос Гардель. Он в 1917 году записал свое первое танго «Mi Noche Triste», и песни-танго уже окончательно стали выразителями чувств печали и трагической любви. Сегодня, через 85 лет после смерти про Карлоса Гарделя говорят, что с каждым годом он поет лучше и лучше. В 1928 Гардель приехал в Париж, как сольный исполнитель танго. Это был безумный успех. Он пел со звездой Парижа тех лет – Жозефин Бейкер. Вокруг него всегда было много красивых женщин, но он никогда не был женат.

Вторым человеком, увеличившим популярность танго был американский киноидол – Рудольф Валентино.

Валентино умер от перитонита в 1926 году, всего в 31 год от роду.

В 1935 – Карлос Гардель погиб в авиакатастрофе – и эти две смерти актеров-кумиров усилили интонацию мелодраматической обреченности в текстах танго. В наш жестокий век, мелодрама, составляющая главное содержание танго, воспринимается через призму иронии. Но всегда вызывает чувство ностальгии. И, может быть, самые трогательные, ностальгические танго были написаны в Польше. Польское танго – романтичное, сентиментальное, а иногда даже депрессивное.
                                                                                                                        фото Марка Смехова
В конце 1920-х все польские композиторы легкой музыки писали танго. Это было здоровое соревнование талантов. Постепенно музыка танго становилась менее популярной среди танцоров, и более популярной среди певцов. Знаменитый композитор Ежи Петерсбургский сочинил «Танго Милонга», которое по-немецки и по-английски со словами «О донна Клара» - стало известно во всем мире. С этого момента в Польше началась настоящая танго-эпидемия. Были свои короли и королевы жанра. И если первые танго несли следы аргентинской традиции, то с начала 1930 – польское танго становится независимым от заграницы.

В 1939 году в Польше было написано последнее танго – «Золотые хризантемы». Потом началась война. Нацисты запретили выступления еврейских музыкантов и запретили музыку, чьи авторы были евреями. Кто-то из блестящей плеяды польских композиторов танго погиб в гетто и в концлагере. Кто-то, как Ежи Петерсбургский, который был в польской армии, оказался в СССР.
Петерсбургский – автор танго 1936 года «Последнее воскресенье», которое в России известно как «Утомленное солнце». В СССР «Утомлённое солнце» было впервые исполнено оркестром Александра Цфасмана и вышло на пластинке 1937 года под названием «Расставание». Имя автора на пластинке не указано.

Между прочим, мелодия замечательной песни «Синий платочек» тоже написана Петерсбургским. Ее исполняли Изабелла Юрьева, Лидия Русланова. А в 1942 году появился военный вариант, который прославила Клавдия Шульженко.

Многие польские предвоенные композиторы так или иначе связаны с Россией. Мало кто в нашей стране знает, что текст и музыку фокстрота «У самовара я и моя Маша», исполненного Утесовым в 1934 году, написала Фаина Квятковская. Фаина Квятковская родилась в Ялте. После революции уехала в Польшу, где стала писать музыку под фамилией Фани Гордон. В 1930-х какое-то время жила в США, где училась пению, потом вернулась в Европу. Во время войны оказалась в Ленинграде и пережила блокаду. И хотя жила в СССР, но никогда не заявляла о своем авторстве, потому что, как сама признавалась, испытывала страх. Она умерла в Ленинграде в 1991 году.

Танго Фаины Квятковской и других знаменитых польских композиторов прозвучат в театрализованном концерте «Двенадцать месяцев танго», который Вениамин и Алика Смеховы исполнят 22 марта 2012 года в 19.00 на сцене Центрального дома литераторов (ЦДЛ).

                                                                                                                       фото Марка Смехова

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
m_holodkowski
Jul. 18th, 2011 06:49 am (UTC)
Спасибо!
А не подскажете ли, когда выйдет диск?
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner