?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ромер. "Маркиза фон О"

Может быть, выходные – идеальное время, чтобы на два часа замедлить ритм жизни и посмотреть фильм «Маркиза фон О». Он интересен, как минимум, по трем причинам. Во-первых, это экранизация новеллы Генриха фон Клейста, во-вторых, работа режиссера французской новой волны Эрика Ромера, в-третьих, ожившая живопись конца 18 - начала 19 века.

Новелла Клейста написана в 1808 году, по-немецки. Действие ее происходит во время суворовского похода в Италию. Маркиза фон О – дочь полковника, коменданта осаждаемой цитадели. Ее зовут Джульетта. Она вдова. Один из главных героев – русский граф, офицер.

Интересны мотивы, по которым Ромер снимает фильм по классическому произведению, действие которого происходит более 150 лет назад. Что общего между серединой 1970-х, режиссером, который умеет слышать современность, и новеллой Клейста?

Во Франции только успокоились молодежные волнения. В Германии же напротив - пик политического терроризма. Среди прочих требований - изменение положения женщин. Фильм выходит в прокат в 1976 году в конце мая, а в начале мая в штутгартской тюрьме при странных обстоятельствах погибает Ульрика Майнхоф – одна из лидеров революционной организации «Фракция Красной Армии». За 2 года до этого Жан-Поль Сартр, влияние которого на немецкую студенческую молодежь было огромным, попытался выступить посредником в диалоге между сторонниками ФКА и правительством ФРГ.

1970-е годы в Германии - эпоха предчувствий, беременная переменами, отец которых неизвестен и, какое дитя родится, непонятно, а поэтому, мне кажется, что главным желанием режиссера, выбравшего для диалога со временем текст Клейста,  было отразить двойственность исторического промежутка, того, что англичане нызывают «in-between». Семья Ромера из Лотарингии, земли, которая то переходила из французских рук в немецкие, то возвращалась обратно. Может быть, поэтому пограничное состояние территорий и мыслей, а также зыбкости ответа на вопрос «что есть истина?», так привлекает режиссера. Двойственность, которая существует во времени и новелле Клейста, есть и в фильме.



Ромер – француз, но снимает фильм на языке оригинала. Режиссер аккуратен по отношению к авторскому тексту, почти ничего в нем не меняет. В фильме снимаются молодые театральные актеры Эдит Клевер и Бруно Ганц, известные ролями в спектаклях самых важных и политически ангажированных немецких режиссеров 1970-х годов: Питера Штайна, Клауса Паймана и Петера Цадека. Позднее Бруно Ганц прославится в фильме «Небо над Берлином» (1987) и даже вознесется на недосягаемую высоту в 1996 году, получив легендарное Кольцо Иффланда, которое почти 200 лет передается по наследству лучшему актеру немецкоязычного мира.

Сам Ромер тоже появляется на экране в эпизодической роли русского генерала. Снимает фильм великий оператор Нестор Альмендрос, который и до этого часто сотрудничал с Ромером. Для режиссера важно показать нефрагментированное состояние мира, поэтому фильм строится на длинных, часто малоподвижных планах. Он красивый и тщательно продуманный с точки зрения цвета, где белый и светлые тона доминируют, и каждое новое цветовое вкрапление становится заметным и информативным. Ромер избегает ярких и повторяющихся метафор. В «Маркизе фон О» заметна всего одна – зеркало. В минималистских интерьерах - редкие исторические предметы: бюсты,  курульные кресла, кушетка-рекамье (названная по картине Давида, где изображена мадам Рекамье, хозяйка знаменитого литературно-политического  салона). Мир фильма связан с живописью конца 18-го - начала 19-го века, периодом между рококо и неоклассицизмом, между Грезом и Фрагонаром, с одной стороны, и Давидом – с другой, а также между вышеназванными французами и немецкими художниками: Георгом Фридрихом Керстингом и Каспаром Давидом Фридрихом, у которых, как часто бывает в немецкой романтической живописи, присутствует тайна и видна двойственная природа мира. В фильме есть визуальные цитаты из Гойи и, что особенно важно, из «Ночного кошмара» Генри Фюзели (или Фюссли, как его называют по-немецки).
Не хочу раскрывать сюжетную тайну для тех, кто не читал Клейста, но понимаю: те, кто читал, догадываются, что я имею в виду, упоминая «Ночной кошмар». Отсылка к Фюзели неслучайна. Новелла Клейста, а вслед за ней и фильм «Маркиза фон О», - интересный материал для психоаналитика, и ведь именно картина из серии «Ночной кошмар» Фюзели висела в приемной у Зигмунда Фрейда. А одна из финальных живописных цитат фильма Ромера, барочная картина «Изгнание Люцифера из рая», - почти мечтаемый результат психоаналитического сеанса.



Итак, этот фильм «Маркиза фон О» Эрика Ромера, который на первый взгляд кажется далеким от 1970-х, обнаруживает опосредованную связь с ними. Он также продолжает традицию ромеровских «притчей» или, как их еще называют, «моральных историй» - таких, как «Коллекционерша» или «Моя ночь и Мод», и говорит о двойственности мира, и, может быть, приведенная в post scriptum цитата из новеллы Клейста даже усложнит картину и озадачит и зрителя, и читателя.
______________
P.S.«…заглянув в  замочную скважину, она увидела,  что маркиза сидела на коленях у коменданта,  чего  раньше он  бы  никогда  в жизни не  допустил. Наконец она отворила дверь,  и  сердце  ее переполнилось  радостью, - дочь,  запрокинув голову,  закрывши глаза, лежала  в  объятиях отца, который,  сидя  в кресле, жадно,  долго  и  горячо,  как  влюбленный, целовал  ее в  губы,  а в широко раскрытых  его глазах блестели слезы.  И дочь молчала, молчал и  он; склонив лицо над нею,  как над девушкой - своей первой  любовью, он искал ее губы и целовал  ее.  Мать  испытывала полное блаженство (…). Наконец она приблизилась к мужу и сбоку поглядела на него, перегнувшись через  спинку  кресла, в  то время как  он  с несказанным упоением  пальцами и губами ласкал  уста своей дочери. Комендант при виде ее снова  весь сморщился и опустил голову, видимо,  желая ей что-то сказать (…). Она пригласила их обоих ужинать и повела в столовую, куда они пошли, словно жених и невеста. За столом комендант был очень весел, хотя  время от времени всхлипывал, мало ел и мало говорил, глядя в тарелку и играя рукою дочери».

Tags:

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner