?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пьеса «Пьяные» Ивана Вырыпаева - это «Пьяненькие» Достоевского (сознательно использую первое название романа «Преступление и наказание»), переведенные через 140 с чем-то лет на язык современной сцены. В пьесе -  и наследование Достоевскому, и конфликтный диалог с ним, предлагающий стремиться к позитивному переустройству жизни: «Не ссать». Грубость этого предложения сознательная, ибо романтические призывы драматургии шестидесятников не могут быть услышаны современными людьми, выросшими в переулках дурно-пахнущей окружающей жизни.

Помимо Достоевского, автор дает еще один ключ к пьесе: это блоковский «Балаганчик», он выпечатывается на стене фразой из другого Блока: «Ночь. Улица…», а на сцене пьяные герои, «с глазами кроликов» мечтают о любви и ведут разговоры о «шепоте Господа», который слышнее в коллективе.

Мне кажется, что «Пьяные» - одна из самых замечательных пьес последнего времени. Со штампом «Сделано в ХХI-ом веке». Высокая трагедия, прохиндействующая под кабаретный фарс. Спектакль же Виктора Рыжакова поставлен как фарс, где наклонная плоскость помогает бороться с реализмом (как когда-то в спектакле «Пугачев» на Таганке), потому что весь реализм уходит на то, чтобы актриса на высоких каблуках не грохнулась со сцены.

Первые два разговора показались мне вульгарно-нежным «Бобком» (меня давно мучает подозрение, что вся новая драма и новый театр вышли из «Бобка» Достоевского) с актерами шарнирной пластики, от которой рождается чувство их марионеточности, а человек-марионетка, в отличие от человека-куклы, -  это чаще всего мертвечина. Начиная с третьей сцены стиль изменился, по какой-то причине спектакль свернул в сторону от пьесы. Карнавальность попала в психологию и не выпуталась из нее. Красные носы не спасли ситуацию.

В самом конце риторика финала со светом в зрительном зале и почти откровенным обращением героев к публике (просто напомнило «Диктатуру совести») снимает трагичность пьесы. У автора, как мне кажется, финал задумывался криком отчаяния. «Не ссать» - это задыхающийся крик невыносимой легкости бытия банковского клерка, который тот может выдавливать из себя только в пьяном состоянии, потому что в трезвом: «Все механизмы работают отлично… все механизмы работают отлично… все механизмы работают… работают… работают… ботают отлично… ботают отлично… ботают». Все. Дальше – тишина.

Очень не хочу, чтобы мои слова прозвучали как то, что спектакль не удался. Вовсе нет, он просто другой, чем пьеса Вырыпаева. Он - полумакабрический, полупсихологический балаган, чрезвычайно элегантный в своем черно-белом ограничении. Он может меняться при изменении актерского состава. Мне было приятно увидеть некоторых студентов прошлого курса Золотовицкого. Курс этот казался мне одним из самых замечательных за те годы, что я преподаю в Школе-студии МХаТ.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner