?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Галина Аксенова

Время переписывает фильмы. Так произошло с первой картиной Джима Джармуша, этим homage Николасу Рэю, режиссеру и учителю Джармуша, умершему в 1979 за год до премьеры «Вечных каникул».

В «Вечных каникулах» (фильм переводят на русский "Отпуск без конца", "Бессрочные каникулы") с документальной достоверностью воспроизведен Нью Йорк, районы, которых сегодня нет. Они исчезли, окультурились. Их украсили стандартной красотой, которой так много в цивилизованном западном мире. У Джармуша руины Нью Йорка выглядят так, словно они пропитаны памятью не меньше, чем развалины в итальянских фильмах. Он снимает «Вечные каникулы» в годы моды на деэстетизацию, когда существовал интерес к забытому, разрушающемуся пространству, когда моделей снимали на свалках и искали красоту уродливого. Именно тогда театральный режиссер Питер Брук, чувствительный к памяти места, нашел заброшенный парижский театр «Буфф дю Нор» и обосновался там на десятилетия.

Главные герои у Джармуша - человек и город, и спустя 30 лет их судьба воспринимается более драматично, чем в 1980 году, когда он был сделан. Фильм снят молодым режиссером с молодым героем для молодых зрителей. Он отражает трагическое мироощущение при отсутствии трагедии, свойственное молодым. В первых кадрах фильма появляется книга Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Ее герой Холден Колфилд, как и Джим Стар – из «Бунтаря без причины» Николаса Рея, сыгранный Джеймсом Дином – предшественники Элли (Крис Паркер).

Юный герой «Вечных каникул», постоянно говорит о войне, которой ни он, ни его город не знали. Нью Йорк, документально, но крайне избирательно представленный в фильме, не помнит ничего. Нью-йоркские развалины – не останки войны - они, как памятник во дворе Northwestern University под Чикаго, поставленный тому, что 400-500 лет назад на том месте «НИЧЕГО не случилось». Памятник отсутствию события. Элли покидает «home sweet home» ради нового пространства, насыщенного памятью. Перед самым расставанием с городом он встречает француза, своего двойника, который ради Нью Йорка и его беспамятства бросил свой «moveable feast» - Париж. И здесь в фильме утверждается хэмингуэйевская тема очередного потерянного поколения. Покоя не найдет ни один из подростков: ни тот, кто едет из Нью Йорка в Париж, ни тот, кто из Парижа бежит в Нью Йорк. Оба они, displaced persons, сбежавшие от эха войны, которую не пережили, представители поколения, которому нечего помнить. Так читался фильм тогда, когда он вышел.

Джармуш любит проводить скрытые параллели с другими фильмами, пользоваться деликатными киноцитатами. В связи с его «Вечными каникулами» говорили о звуковых перекличках с музыкой из американской классики «Волшебник из страны Оз» (1939) о ценности «home sweet home» и из спагетти-вестерна Сержио Леоне с музыкой Морриконе «Хороший, плохой, злой» (1966). Визуальное соединяется у Джармуша с акустическим, изображение со звуком. В заброшенном кинотеатре, куда забредает Элли, идет старый фильм Николаса Рэя (1911-1979) «Невинные дикари» (1960). Джармуш говорил о серьезном влиянии Рэя на свое творчество и чтобы подчеркнуть в «Вечных каникулах» это влияние, он не только снимает сцену на фоне афиши к фильму Рэя, но даже в текст героя вставляет слово «ray» - луч, которое по-английски пишется и произносится, как и фамилия режиссера. Кстати, цитируемый фильм Рэя снимал известный итальянский оператор Альдо Тонти, работавший на  «Одержимости» с Висконти и «Ночах Кабирии» с Феллини. Цитаты у Джармуша – это не только знак режиссера синефильского поколения, но и углубление темы фильма за счет расширения контекста.

Во многих рецензиях на «Вечные каникулы» писали о том, что главный герой фильма - Элли, не изменится и через 10-20 лет будет также страдать от одиночества. Сегодня начало и финал фильма производят иное впечатление. Слова героя о том, «как я перебрался оттуда сюда, или точнее, отсюда туда» - как будто доносятся до нас с того света. Таков и финальный кадр с водным следом от парохода, оттолкнувшегося от Манхеттена, в котором еще стоят близнецы-небоскребы World Trade Center. Сегодня кажется, что с последним кадром уходят и герой, и город. Время переписало финал и обострило его трагизм. Сегодня кажется, что герой погиб, как погибли два «Близнеца», горделиво возвышавшиеся в последнем кадре фильма Джармуша.

Comments

Profile

starkino
starkino

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner