?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Восьмой год подряд первого сентября я иду в школу… - Студию МХАТ. Мои студенты уже играют большие роли в театре и кино. Они поженились, вышли замуж, родили детей. Они уже меня не помнят. У них своя жизнь. И я, честно сказать, часто не помню их имена. Но тем не менее, это был факт нашей жизни, которую мы несколько часов, недель, месяцев прожили вместе. С каждым годом я все больше и больше люблю свою работу, а главное – место, где она случается. Наверное, у выпускников Школы-Студии МХАТ чувство родины появляется сразу, с первого сентября первого года обучения. И тому выпускнику, кто становится педагогом, очень просто любить свой дом.  Я – человек со стороны, училась в ЛГИТМиКе, защищала диссертацию в ГИТИСе. Недавно, по призыву Марины Дмитревской я написала  маленькую статью об одном из своих педагогов и поняла, как быстро впадаешь в этот сентимент - по отношению к интеллектуальной родине. Но сегодня, мне кажется, я начинаю сближаться душой со Школой-Студией, и прежде всего, это происходит из-за студентов. Они замечательные. О, если бы окружающий мир состоял из такой молодежи, как наши студенты,  - можно было бы стать оптимистом! Но, пройдя вчера вечером и сегодня по Тверской, я поняла, что Школа-Студия все-таки гетто. И я не хочу это гетто покидать. Вот мой отчет о первом сентября, я старалась записывать и запоминать то, что говорили мои коллеги.
***
У входа в школу объятия и приветствия. В театрах эта первая встреча после лета называется “Иудиным днем”: все, целуясь, делают вид, что любят друг друга. Но в театральных институтах – это все еще день радости. Мне кажется, что здесь, действительно, любят. Это слово будет чаще всего встречаться в моем описании сегодняшнего собрания.
IMG_3735
Учебный год Школы-Студии начинается на малой сцене МХАТа. В идущем от пола кверху амфитеатре сидят студенты всех курсов. Несмотря на то, что в небольшом учебном заведении они знают друг друга, студенты держатся своих и не смешиваются с другими группами. Нежным приветом из прошлого появились выпускники прежних лет. Мощный поток света за головами студентов бьет на сцену, где сидят педагоги. “Мы в освещении” – если переиначить слова из сцены бала в “Мастере и Маргарите”!.
IMG_3739
Очень приятно видеть новые лица в обеих, глядящих друг на друга, группах. Среди педагогов новичком оказался замечательный Андрей Воробьев – директор Мастерской П.Н.Фоменко. Не стыдно работать в заведении, которым руководят Табаков, Смелянский, Золотовицкий. Новое кресло не изменило Золотовицкого, как когда-то оно не изменило прежних ректоров. Золотовицкий открыл собрание словами: “Есть первое сентября, есть Табаков, с именем которого связаны достижения школы в последние 35 лет, а поэтому, давайте, начнем”.
IMG_3748
Табаков говорил о том, что чем дольше живешь, тем большее количество истин подвергается сомнению. Все годы, что я наблюдаю Табакова (а я в 1975 году поступила в его первую студию и проучилась там полгода), он постоянно связывает прошлое с будущим, 40 лет работает с молодыми, а поэтому и в сегодняшней речи он обращался и к прошлому МХАТа, и к молодым ребятам, кому жить завтра. Он и сам для меня – человек-мост.
      “Вам повезло, вы попали в школу, которая принадлежит живому театру. МХАТу 116 лет, но сегодня он - один из самых живых, развивающихся театров Москвы. Потом идет вахтанговский, благодаря литовцу. (Улыбка). Раз в месяц у нас проходит предварительная продажа билетов. Можно, конечно, слушать словоблудов, которые говорят о том, что неважно, сколько публики в зале, а важно… Неправда. Можно посмотреть переписку Станиславского и Немировича, слово “успех” встречается там часто. Самая главная моя радость состоит в том, что приходишь в театр в нормальный день сезона и видишь: везде репетируют. Это - главный показатель, или индикатор, как говорят образованные люди, - пауза. Зал смеется. Не смысл, а интонация Олега Павловича вызывает эту реакцию, - и золотое время придет в театр не через понижение цен на билеты, а через таланты. Талантливый человек делает спектакль, который хотят видеть все. Театр существует для зрителей, для того, чтобы помогать им жить. Конечно, нужно любить предмет свой. Ленин в одном из вариантов пьесы “Кремлевские куранты” говорит: “Любите сами, любите по-старому, товарищ Рыбаков”. - Опять смех в зале. На смех – реакция: - Я ни Ленина (пауза), ни Троцкого не играл… Если вы здесь не по любви, уйдите.
      Вознаграждение за труд? - вопрос и пауза, - платят в трех местах... В этом театре актеры получают столько же, сколько в муниципальных театрах Европы, это приятно… И последнее, что я хотел сказать, тащите сюда все, что удивляет вас своим талантом. Обновление театра происходит через студии. Бывают феномены, как назначение Туминаса. Пришел хуторянин, поработал всерьез, и ростки пошли…
      Веру храните. Живое восприятие. Я хожу в театры, смотрю: играют, и вдруг появляется что-то, за чем начинаешь наблюдать, потому что актер воспринимает все по-живому. Нужно больше работать, так короче путь к цели. Нужна реальная самооценка, учитесь правильно оценивать себя.
      ...И еще, о новом памятнике Станиславскому и Немировичу-Данченко. Много лет назад эти два человека совершили открытие, которое живо до сих пор. Я рад, что это памятник не только Станиславскому, которому недавно исполнилось 175 лет, но и Немировичу-Данченко. Тогда сотрудничало купечество с интеллигенцией, и на первых порах это было счастливый диалог, но потом Немирович был оттеснен. Памятник поставлен наследниками, последователями двух этих крупнейших фигур, поставлен в благодарность за нежность и веру в искренность пути”...

      Я передаю речь Олега Павловича, стараясь быть точной, однако иногда я воспроизвожу ее своими словами. У Табакова все пропитано иронией, но не по отношению к окружающему миру, а по отношению к себе, от этого смысл и форма его слов находятся в интересном диалоге. Эта пропитанность иронией и гаерством роднит с ним Игоря Золотовицкого, который добавил к словам Табакова: “Открытие памятника состоится 3 сентября в 15.00. Зонтики возьмите”.
IMG_3737 IMG_3742
Речи были короткими. Несколько слов от министерства культуры произнесла директор департамента господдержки… очаровательная Софья Апфельбаум. Письмо министра было прочитано скороговоркой, вероятно, как формальность, которой не избежать. По манере чтения это отчасти напоминало Антон Антоновича Сквозник-Дмухановского, который читает чиновникам письмо о приезде ревизора.

      Потом говорили руководители кафедр. Сценограф Станислав Бенедиктов говорил о художнике, как наиболее свободной фигуре в театре, вспоминал Давида Боровского. Смысл речи – сохранить интеллигентную атмосферу и дом, созданный трудом и человечностью, искать свой язык, не боясь ошибок и не привыкать к боли и бездушию.
Золотовицкий сказал, что в педагогический состав Школы-Студии входят люди, работающие в своей профессии, ведущие специалисты. От продюсерского факультета выступил директор Большого театра, заведующий кафедрой менеджмента и продюсирования исполнительских искусств, Владимир Урин.
      “Так случилось, что год назад передо мной стояла дилемма - уйти из Школы-Студии или остаться. Что заставило меня остаться? Это не мой дом, я окончил ГИТИС, но сегодня Школа-Студия МХАТ – единственный театральный вуз, который тесно связан с реальным театром. Другие вузы - комбинаты по производству, при том, что там работают специалисты. Мой совет молодым: если вы не любите театр и людей, которые в нем работают, если вы не смотрите спектакли, уходите. Если остаетесь, любите свое дело, не любя не получится, любите театр и тех, кто рядом с вами этим делом занимается.

      Видас Силюнас – заведующий кафедрой искусствоведения: “Я не буду спорить с Борисом Леонидовичем Пастернаком, какова цель творчества, но, чтобы иметь возможность отдавать, нужно брать. Школа-Студия - место, где можно брать”.

      Золотовицкий обратился к руководителям актерских курсов. Первым поднялся Д. Брусникин. Он руководит четвертым курсом, для ребят это самое важное время, когда будущее определяется.

      Дмитрий Брусникин: “Полгода назад мы жили совсем в другой ситуации, в другое время. Хочется, чтобы вы жили в стране, которую не боятся, а уважают. Работайте над этим”.
Я вспомнила разговор этого лета с одним из моих студентов, оказавшимся заграницей, на практике в международной театральной школе. Он с грустью сказал: “Вы не представляете, как грустно чувствовать себя гражданином страны –изгоя”.
  
      Руководитель третьего курса Виктор Рыжаков: “Мне много есть что сказать, надеюсь в течение года поделиться. Вот все повторяют слово люблю. Да, сегодняшняя ситуация в мире и в нашей стране зависит от того, что от нас уходит любовь. Забыли, что гуманизм – это человеколюбие. А театр – это место, где человека любят не за успехи или талант, а за страдания. Театр воспел маленького человека. Мне кажется, что  нужно уметь разглядывать друг друга. Мы разлучаемся. Жизнь человеческого духа – это любовь. Когда она есть, тогда энергия будет передаваться. Вы - те советники, которые передают любовь. Нужно научиться любить человека во всех его проявлениях. Ненависть разрушительна. Противостоять этому можно только одним, любовью. Этим школа уникальна”.

      Главный режиссер театра им. Пушкина и руководитель второго актерского курса Евгений Писарев: “Желаю вам впечатлений, от книг, от людей, от фильмов, а не гаджетов”.
Руководство первого курса о двух головах: Игорь Золотовицкий и Сергей Земцов. Говорил Земцов, он вспомнил легендарного ректора Вениамина Захаровича Радомысленского, во времена которого в школе первого сентября был лозунг: “А теперь по коням!”.

     Табаков попросил разрешения на постскриптум. Он сказал, что Школа - единственное театральное учебное заведение, которое после наступления капитализма с нечеловеческим лицом сохранила свое первоначальное имя. “Мы - Школа. Имя соответствует содержанию… Благодаря доброжелательству женской части министерства культуры, МХАТ получит филиал. Это важно для вас, - Табаков показал на студентов, - вам будет, где играть, это важно - быстрее пройти путь от ученичества до выхода на сцену. Правда, филиал будет находиться по дороге в аэропорт Домодедово, там, где мосты и  трамвайные пути… - Олег Павлович жестом показал, где это, -  так вот, это там”. Олег Павлович так произносит текст, что зал начинает смеяться. - А раньше театр на улице Москвина принадлежал МХАТу… – Переход на другую тему. - Вы иногда свистите?...” – и тут раздался его лихой молодой свист. Пауза.
IMG_3745
Игорь Золотовицкий закрыл собрание: “Художественным свистом Табакова еще ничего не заканчивалось…  У вас впереди лучшие годы, счастливые. Не скрою, что сейчас есть тревога, вы не слепые. В наших силах попробовать сдержать ненависть. Мы прорвемся. Это дело общее, мы от вас подпитываемся. Нужно понимать, что сейчас деньги уходят на другое, не на театр. Но с нами Табаков, он великий (пауза), ему деньги приносят... (Лицо Золотовицкого озаряется улыбкой Табакова. Зал смеется). - По коням. Ура!”
Начался учебный год.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
livejournal
Sep. 1st, 2014 02:44 pm (UTC)
Школа-Студия МХАТ. 1 сентября 2014 года.
Пользователь pavelrudnev сослался на вашу запись в своей записи «Школа-Студия МХАТ. 1 сентября 2014 года. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Школа-Студия МХАТ. 1 сентября 2014 года. [...]
4arodeyka
Sep. 1st, 2014 04:55 pm (UTC)
Да, чувство Родины - это то, что отличает выпускников Школы. У меня от Гнесинки не осталось этого ощущения - лучшие друзья остались, а ощущения дома - нет. А от Школы - есть.

Я очень рада, что в этом году вернусь в Школу в качестве преподавателя на 4-й продюсерский курс. Нервничаю, конечно, смутно себе представляю, как их заинтересовать, но попробовать очень хочется.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner