?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Еврейском музее выставка Beauty Is Power, что можно перевести знакомым выражением «Красота – страшная сила». Выставка посвящена Елена Рубинштейн (1872-1965), первой бизнесвумен, которая в короткий срок проделала путь от бедной еврейской эмигрантки из Кракова до самой богатой женщины мира.

IMG_7327
Мари Лорансен. Портрет Елены Рубинштейн

Все началось с крема, который Хая Рубинштейн привезла в Австралию, куда бежала от навязываемого замужества. Крем соединял только что открытый для косметики ланолин и травы с Карпатских гор, смешанные таинственным способом краковским доктором – соседом Рубинштейнов. Крем обещал нежность кожи, чудеса вечной молодости, красоту и в нагрузку продавал надежды и иллюзии. От последних никто не отказывался: «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад».

В середине ХХ века фирма «Helena Rubinstein» уже выпускала 62 крема, 78 пудр и т.д., а сама владелица, которую в глаза и за глаза называли Мадам, превратилась в княгиню Гуриели-Чкония.
Деньги притягивали титулы, а титулы – деньги. Неслучайно богатых американских наследниц отправляли в Лондон, где на улицах практически «валялись» обедневшие аристократы. Они «валялись» также в роскошных круизах, на модных курортах и в других местах необщего пользования.

В одном из таких уголков земли богатая и разведенная Елена Рубинштейн встретила Арчила Чкония (1895-1955). Он был на 23 года младше и еще не добавлял к отцовской фамилии - Чкония бабушкину - Гуриели.

Чкония – одна из древних грузинских фамилий, образованная от дохристианского имени Чкони – дуб. Предок Арчила Чкония был сподвижником царицы Тамары, однако наследники принадлежали к простому дворянскому роду, княгиней же была бабушка из рода Гуриели. По совету Елены Рубинштейн Арчил Чкония удлинил фамилию и стал величаться Гуриели-Чкония, а его жена - Елена Рубинштейн превратилась в княгиню.

IMG_7329
Портреты Елены Рубинштейн, созданные разными художниками в разные годы

Она открыла салоны в Австралии, Лондоне. Париже, Нью-Йорке. Она умела делать рекламу и саморекламу. Она считала, что нет уродливых женщин, а есть ленивые. Она не сомневалась, что употребление косметики – путь к эмансипации. Суфражистки – участницы нью-йоркских демонстраций 1911-1912 годов шли по улицам города с губами, алыми от помады Helena Rubinstein. На продукты своей фирмы она ставила цены намного выше себестоимости, т.е. применяя стратегию престижного товара, потому что крем покупается эмоционально, а дар вызывать эмоции был самым ярким из всех, которыми Елена Рубинштейн обладала. Она говорила плохо на многих языках. Она любила искусство.

IMG_7442

Круг ее интересов был широк, и выставка в Еврейском музее – одно из лучших доказательств. Ее писали и снимали разные мастера. Она любила скульптуру Эли Надельмана и Ханны Орлофф, стиль арт деко, африканские маски, наряды Поля Пуаре и Эльзы Скьяпарелли, живопись Пикассо, Леонор Фини, Миро, Дали, миниатюрные комнаты, люсидовые кровати, фотографию, театр лица, Кики и Джозефин Бейкер, большие украшения, интерьеры Дональда Дески. Она коллекционировала предметы разных стран и народов, старые и новые, но и легко смешивала стили в своих знаменитых интерьерах.

IMG_7326
Леонор Фини

В 2011 году Ruth Brandon – автор монографии о Рубинштейн - Ugly Beauty: The Ugly Face of the Beauty Business писала, что Мадам жила «безвкусно, но со смаком». Ее нью-йоркские  квартиры – были местом, где знаменитые фотографы снимали юных моделей для модных журналов, что правильно рассчитанным рикошетом попадало в Мадам.

Она легко проходила мимо антисемитизма, который в первой половине ХХ века был неофициально официальным. Она сменила имя Хая на Елена и дала его фирме, сохранив при этом в названии отцовскую еврейскую фамилию. Она покинула фашистскую Европу и поселилась в Америке. Когда ей не дали возможность купить апартаменты на Парк авеню, потому что «евреи здесь не живут», она купила весь дом. Она была бесстрашна, и это проявлялось не только в бизнесе, но и в забавных эпизодах. В 1964 года, когда Елене Рубинштейн было за 90 к ней ворвались воры. Они появились с огромным букетом роз, что усыпило бдительность консьержа. Пока воры искали сейф, Мадам уронила ключи от него в декольте, а бриллианты незаметно сбросила на пол. Все, что смогли обнаружить незваные гости, – 100 долларов. Оставив квартиру с привязанной к стулу хозяйкой, они удалились в некотором разочаровании. Когда, спустя время, прибежавший консьерж отвязал Мадам, она поставила розы в вазу и сообщила, что доход посетителей равняется 60 долларам, потому что роскошный букет стоил не меньше 40.

Если при жизни Елена Рубинштейн обходила антисемитизм стороной, то после смерти ей пришлось с ним столкнуться. В 1988 году фирма L’Oreal купила компанию Helena Rubinstein. Создатель L’Oreal – Эжен Шуэллер (1881-1957) в 1930-е годы финансировал противников французского Народного фронта, профашистскую группу “Ля Кагуль”, которую американские историки сравнивали с “Ку-клукс-кланом”. Группа была ответственна за несколько шумных убийств. В том числе за убийство итальянских социалистов - братьев Росселли и советского банкира Дмитрия Навашина (1889-1937). Долгое время считалось, что последнее преступление -  дело рук НКВД.

После войны Эжен Шуэллер сделал все, чтобы снять с компании обвинение в антисемитизме. Однако через 30 лет после его смерти, новые руководители L’Oreal – потомки Шуэллера советовались с крупными арабскими бизнесменами о том, как стереть с новоприобретенной компании Helena Rubinstein еврейский налет и сделать продукты фирмы привлекательными для арабского мира. Наверное, от такой информации княгиня Гуриели-Чкония перевернулась бы в своем роскошном гробу.

IMG_7432

Единственное, что могло бы ее примирить с L’Oreal – знание того, что наследники Эжена Шуэллера способствовали рождения музея Мармоттен – одного из очаровательных, хотя и малоизвестных музеев Парижа.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner