?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новость трагедии «Гамлет» по сравнению с другими пьесами Шекспира – вопрос «Быть или не быть?» Поставить спектакль без главного вопроса – концепция. Ее хочется понять.

Оставив хореографию Раду Поклитару на обсуждение специалистам, я сосредоточусь на режиссуре. Понимаю, что звучит это почти кощунственно, но «каждое ведомство должно заниматься своими делами» - я не балетный критик, зато отчетливо вижу, что именно своего принес в спектакль режиссер Деклан Доннеллан.

Начну с того, что мне было интересно: танец и выразительные до скульптурности движения и массовые сцены вызывали эмоцию а, кроме того, мне «сделали красиво»! Помните, у Маяковского в “Бане”: “В Большом театре нам постоянно делают красиво. Вы были на "Красном маке"? Ах, я был на "Красном маке". Удивительно интересно! Везде с цветами порхают, поют, танцуют разные эльфы и... сифилиды”.

“Гамлет” в Большом – мимодрама, а значит, меня вернули к тому, что мне любо – к немому кинематографу. Ибо нет ближе родственника у немого кино, чем мимодрама. Многие актеры немого кино, кто не имел театрального опыта, например, Вера Холодная, выступали с мимодрамами.

Однако, вернусь к спектаклю. В нем есть сцена, когда немое кино используется впрямую: на современную камеру Гамлет снимает немой фильм «Мышеловка», текст героев – титры, длинные, как на заре кинематографа.
Впервые видео используется в прологе – в сцене воспоминаний Гамлета о счастливом детстве. Там на экране появляется зонтик, острие которого направлено в публику – прямая цитата из фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925) - начало «Одесской лестницы». Зонтик Йорика, его постоянный реквизит. Потом по полуистлевшему зонтику, вытащенному из  могилы, мы догадаемся, что и череп принадлежит Йорику.

Так случилось, что первый акт у меня все время ассоциировался с «Броненосцем Потемкиным», вернее, с эпизодом «Одесская лестница». Дело в том, что с 1976 года в фильме звучала музыка Шостаковича, а не оригинальная музыка Эдмунда Майзеля. А сцена «Одесская лестница» начинается отрывком из 5-ой симфонии Шостаковича. Балет «Гамлет» поставлен на музыку 5-ой и 15-ой симфоний Шостаковича. Поэтому сочетание зонтика и музыки отправило мои ассоциации по тупиковому адресу: никакой дополнительной связи с «Потемкиным» в «Гамлете» не было. Меня, как зрителя, «кинули». И это было проделано много раз. Вот несколько примеров.

          1. Непонятно, в какой момент у Гамлета возникают воспоминания о счастливом детстве. Я даже решила, что этот поток детского прошлого – предтеча монолога «быть или не быть», ан, нет – воспоминание превратилось в стартовую информацию о том, что было до гибели Короля и отъезда Гамлета в Геттинген.

          2. Пистолет появляется в сценах с помешательствами: обманного у Гамлета и реального у Офелии. Гамлет пытается выстрелить в Клавдия, но останавливается и именно в этот момент притворяется сумасшедшим. Офелия видит труп отца и пистолет, которым он был убит, и сходит с ума. Она танцует с орудием убийства, даже облизывает его с явным эротическим подтекстом, как это делала Фэй Данауэй в начале фильма «Бони и Клайд». Пистолет обещал вырасти в какую-то метафору – ибо используется в двух ключевых сценах, - но метафорой не стал.

          3. Сцена с могильщиками (здесь персонажи и люк на авансцене – цитата из «Гамлета» Ю. Любимова и Д. Боровского) – оказывается просто служебной, чтобы дать возможность Гамлету потанцевать с черепом Йорика.
Таких недоразвИтых сцен в спектакле много.

«Гамлет» в Большом – кентавр, так как в него заложены две сросшиеся идеи. С одной стороны – заметно желание сосредоточиться на психологии героя, дав ему ностальгическое воспоминание о семейном рае, в котором он рос и который потерял, и убрать все сомнения о любви принца к Офелии. Гамлет любит ее глубоко и трагично, как часть того утраченного детского рая. А с другой стороны, вторгается политика, режиссер показывает мир Клавдия как репрессивную бюрократическую машину, на смену которой в финале приходит кордебалет десантников с автоматами.

IMG_8161

Что же происходит на сцене? И почему, несмотря на перечень претензий к режиссеру, спектакль нравится? В нем есть танец, который завораживает. Мизансцены, которые точны, как творения архитектуры. Музыка - великая. Костюмы - красивые, и даже ткани на женских платьях отражают всю световую партитуру:)

IMG_8169

Еще несколько прилагательных, и я закончу.

На мировой премьере "Гамлета" в Большом театре я испытала двойственное чувство: радость и сожаление. Было обидно, что по направлению к авангардному спектаклю режиссер повернул в сторону и заблудился в переулках, где ставят спектакли «по старинке», по дороге он то ли потерял, то ли сознательно оставил монолог «быть или не быть». Однако, несмотря на потерю пути, ясно видно, что он хотел идти по дороге, которая «ведет к храму».

IMG_8176

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner