?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Так получилось, что спектакль Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история» я посмотрела через день после собственной лекции в киноклубе ГУМа о гениальном, но редко вспоминаемом фильме Анри-Жоржа Клузо «Манон» (1949). Из-за этого совпадения у меня возникла параллель между фильмом и спектаклем. Думаю, что она неслучайная и приведу несколько самых заметных совпадений.

Клузо переносит действие романа аббата Прево в 1945-1948 годы, сохраняет имена героев и некоторые мотивы романа. Его фильм – энциклопедия французской послевоенной жизни, в которой, по словам главной героини: «рай слишком далеко». Серебренников – автор оригинальной пьесы по мотивам «Обыкновенной истории» (хотя сам режиссер называет ее инсценировкой) – переносит действие в наши дни. Об этом легко догадаться по курсу доллара на щитке обменного пункта – одна из декораций, появляющаяся спектакле.  Режиссер-автор рассказывает знакомый сюжет, как детектив с многими неизвестными. Как и Клузо в «Манон», Серебренников дописывает финал, отдаленный от первоисточника и неожиданный.

Второе сходство фильма и спектакля - в  обращении к стилю немецкого экспрессионизма (в кино) и к жанру нуар, выраженному в диалоге белого и черного, света и тьмы. На сцене Гоголь-центре – мир красивый и аскетичный: черный кабинет, черные деревянные подставки, белые световые нули, белые лилии, черный пол, отражающий свет, черные пластиковые стулья с почти зеркальной поверхностью,  в костюмах - черный бархат, блестящие ткани и кожа (художник – К. Серебренников).  Жанр спектакля - черная «человеческая комедия» – в прямом (по цвету) и в переносном смысле (по смыслу).

Как и «Манон» Клузо, «Обыкновенная история» в Гоголь-центре –энциклопедия жизни, только русской. Когда-то Серебренников поставил апокалиптический спектакль «Околоноля» по одноименному русскому роману Дубовицкого-Суркова, написанному под явным влиянием романов Бреда Истона Эллиса “Меньше, чем ноль” (1985) и “Американский психопат” (1991). В новом спектакле - русский мир уже на «нуле» - три больших световых «О» – главная декорация спектакля. Это и (как говорит Серебренников, первая буква трех главных романов Гончарова), и общество с ограниченной ответственности (как считает Вениамин Смехов),  и Россия –«нулевых». Два нуля – могут быть и вывеской туалета – тем более, что в конце спектакля по краям нулей оказываются красные знаки московского метро – «М», один из которых переворачивается и превращается в «W», т.е.  –для мужчин (men) и женщин (women).  Метро – гордость столицы. Красное «М» приглашает нас спуститься под землю, в черный мир, туда, где происходит действие спектакля.

В отличие от «Околоноля», «Обыкновенная история» - не о страшном построении капитализма в одной отдельно взятой стране, не о криминале и не о жестокости. В «Обыкновенной истории» не убивают тело, а растлевают душу.  И делают это с кабаретным цинизмом, с пародиями на садо-мазо и под музыку вокального цикла Александра Маноцкова «Пять коротких откровений» на текст «Откровений Иоанна Богослова». В «Обыкновенной истории» Кирилл Серебренников решается на веселенький апокалипсис. Бог не смеется, смеется дьявол. Страшно не на сцене, а во время аплодисментов, страшно от тех вопросов, которые возникают после спектакля, и на которые публика Гоголь-центра, кажется, знает ответы.

IMG_8217

Два главных героя спектакля - Петр Иванович и Саша Адуевы. Один дан в констатации, другой – в развитии. У Петра Ивановича – (Алексей Агранович) метафорическая профессия: он занимается Светом, хотя сам скорее принадлежит к миру тьмы. Его нельзя ничем удивить. Он достоверно пророчествует, дословно пересказывает диалоги, свидетелем которых не был. Он искушает и отпускает грехи. Он верит в деньги, и ему воздается по его вере. В герое Алексея Аграновича есть дьявольская элегантность, но нет дьявольского равнодушия, он с червоточинкой: любит Лизу (Екатерина Стеблина) и проявляет интерес к новоявленному племяннику Саше (Филипп Авдеев).

IMG_8204
Саша пишет музыку и протестные тексты и едет в Москву, чтобы утратить иллюзии. Проведя энное количество времени в столице он изменится так, что не узнает своей песни, которую исполнят два алкаша в подземном переходе. Он приходит в спектакль романтиком, а уходит - зрелым Растиньяком, и почти кричит, как Растиньяк - только не Парижу, а Москве: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Филипп Авдеев играет целую жизнь. Его герой меняется, как времена года. В психологичности каждого отдельного чувства и в механичности их переключений кроется бесовское начало, которое в спектакле Серебренникова – семейная черта АД-уевых. В первых двух буквах фамилии – ключ к разгадке «Обыкновенной истории» в Гоголь-центре.

Это умный, красивый, музыкальный, современный (или, как принято сейчас говорить об искусстве – «актуальный») спектакль. Серебренников размыкает сценическое пространство. Рабочие сцены меняют декорации по ходу действия; актер «выходит» из героя - объяснить, что не может найти путь за кулисы; одни действующие лица уносят свой реквизит во время сцены других героев; кто-то, как в эпическом театре Брехта, обращается в зал; мама, как в театре Шекспира, выносит табличку, только не с местом действия, а с объяснением родственных связей; монологи поются у микрофона, и все до одного - импровизируют. Кирилл Серебренников добивается незафиксированности и спонтанности происходящего на сцене, он объединяет и приводит к общему художественному знаменателю и звездных аборигенов театра им. Гоголя (Ольга Науменко, Светлана Брагарник), и своих бывших студентов (Филипп Авдеев, Екатерина Стеблина, Яна Иртеньева, Иван Фоминов), и актеров - гостей со стороны.

IMG_8195IMG_8200

И напоследок:  публика в этом театре такая, как в стране, в которой очень хочется жить.

IMG_8185

Так что, все на спектакль в Гоголь-центре.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
seven_ta
Mar. 18th, 2015 08:05 am (UTC)
комментарий
Очень интересная рецензия! Полностью с вами согласна,была уже 2 раза на спектакле и еще хочется. Актеры замечательные! В Гоголь-центре всегда интересные показы!
starkino
Mar. 18th, 2015 08:47 pm (UTC)
Re: комментарий
Спасибо. В этом театре работают мои ученики, я их люблю и желаю им счастья. Мне радостно видеть, что они - честные по отношению к искусству. Хорошо быть молодым!!!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner