?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Нас не нужно жалеть,
ведь и мы никого б не жалели»…
Семен Гудзенко

В конце 1980-х, в первые годы перестройки, одним из самых болезненных вопросов современности оказался вопрос: «легко ли быть молодым». Сегодня на поверхность времени вышел другой – «легко ли быть стариком». Неуважение к старости, как к разорительному проигрышу, в наше резвое время – почти норма. Даже в больницы часто не берут стариков, цинично комментируя: «чтой-то вы зажились на белом свете».

Прошлое скуксилось до промокашки, которой подсушивают день сегодняшний. Разговариваю со студентами второго актерского курса и понимаю, что для них 1930-е и 1970е – единый поток «времен очаковских» и первого «покорения Крыма». Отношусь к этому как факту и без сентиментов, если нечто изменить нельзя, то его необходимо принять, т.е. «you need to face it», как говорят американцы. Но может быть и другой путь, при котором машина времени используется в благородных целях: и отдать дань уходящей человеческой натуре, и научить молодых оглядываться назад, использовав чужую память как собственный жизненный опыт.

Петр Наумович Фоменко говорил: «В жизни спасается тот, кто идет спиной вперед». Эту немодную дорогу выбрал для своих студентов Виктор Рыжаков.



Вербатим на тему старости аранжировали драматурги Андрей Стадников и Саша Денисова. Когда-то Василий Катанян назвал свои чудесные воспоминания «лоскутным одеялом», в «Несовременном концерте»  - дипломном спектакле курса Виктора Рыжакова - тот же принцип: обрывки судеб складываются в мозаичный портрет навсегда утраченного времени.

В 1930-х для постановки «Дамы с камелиями» Мейерхольд искал старинную мебель, уверенный, что, прикасаясь к реальным, а не к бутафорским предметам, актер без труда испытает искренние чувства. А что же говорить про реальные истории? Документальные тексты дают исполнителям оправданное актерское существование. Мастерство рыжаковцев проявляется в мгновенном перескоке, а иногда переходе через стоп-кадр от себя молодого к образу старика и обратно. Это актерские наблюдения, сконцентрированные до шаржа. При этом студенты не только создают портреты стариков, они и играют отношение к образу – нежность к своим персонажам, которым не «тяжело жить», а «доживать тяжело».

В спектакле «Несовременный концерт» идет рассказ об одном из первых советских поколений, людях СССР, такой большой и многонациональной страны, что в ней «до 1942 года не было общих песен» - вспоминает один из героев. В глубине сцены – белоснежная скульптура Ленина с указующим жестом: «пойди туда, не знаю, куда».



На Ленина проецируется пленка, то с кадрами из фильмов, то просто с царапинами времени. Год назад студенты Рыжакова  показывали отрывки, созданные по мотивам старых фильмов. Это вошло в копилку сегодняшнего спектакля: монологи стариков получили фон – старое кино, советское и американское: «Кубанские казаки», «Небесный тихоход», чаплинские «Новые времена», Holiday Inn с Фредом Астером, и из всего показанного на экране выплывает рефреном испуганный Кэри Грант из хичкоковского «На север через северо-запад» с парящим над ним самолетом-кукурузником.

Кино – это и фон,  и драматургический материал, который разыгрывается перед зрителями. Студенты поют песни времен юности своих героев, иронически воспроизводят ушедшие в прошлое поцелуи, подсмотренные в старых фильмах. Там герои романтически тянулись друг к другу, и нежность чувств побеждала жадность страсти.

Какие мысли приходят в голову во время спектакля? Одной из первых, посещает мысль о том, из каких мелочей состоит наша жизнь, что мы несем к смерти в сундуках своей памяти: два крутых яйца, когда-то сваренных матерью; московскую панику 16 октября 1941 года; женский хоккей с мячом 1947 года; ромбики вместо погон, потому что погон тогда не было; пройденные «женские рубежи»… Один из отразившихся на сцене стариков, износивший свою жизнь, жалуется: «Сын умер. Часовщиком работал… За временем нужно следить».

«Старость не лечится» - такой диагноз ставит себе 90-летняя героиня спектакля. Чужой опыт своим не становится, но молодые актеры трогательно осваивают прошлое, потому что сумели почувствовать: без прошлого нет будущего, не посмотрев по сторонам, не перейдешь через дорогу.

Зритель весь вечер имел дело с хорошо слаженным ансамблем. Студент, играющий свой отрывок, как сильный магнит, притягивал внимание однокурсников, сидящих тут же, рядом, на сцене. Они болели друг за друга, и зритель это чувствовал. Если одна из важнейших целей театра – воспитание души, то воспитывать душу зрителя могут только те, у кого она есть. Студенты Рыжакова, любя и своих неказистых героев, и своих партнеров, обнаруживают наличие души в своих юных организмах.



Машина времени на то и машина, чтобы двигаться. Свозив юных актеров в прошлое, она вернула их обратно, в 2015 год, где
«Папа молод.
И мать молода.
Конь горяч.
И пролетка крылата»…
А теперь – дискотека! «Не надо печалиться, вся жизнь впереди, все жизнь впереди, надейся…» Финальная счастливая реприза спектакля - танец. Он похож на жонглирование, только летают не предметы, а тела. Мальчики подбрасывают девочек, а потом ловят их в свои сильные, надежные объятия. Движения быстрые и точные. Красивые юные тела легкомысленно совершают опасные кульбиты. Молодость берет свое. Все дышит необузданным оптимизмом, на который способны только двадцатилетние. Смерти нет. «Вся жизнь впереди». Заканчивает спектакль хоровая песня: «мы – персонажи фильма».  И вдруг неожиданный стоп-кадр. Труппа замирает в позах людей уходящей натуры. Немая сцена. А что дальше? Дальше  - тишина.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner