?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вместо вступления. В 1990-х у меня была еженедельная колонка в русскоязычном приложении к ивритской газете "Едиот Ахронот". Сегодня, когда вдруг началась ностальгия по 1990-м, и все вывешивают на ФБ свои фотографии того времени, я решила публиковать эти старые записи. Интересно, можно (и есть ли смысл) из них сделать книгу. Буду демонстрировать их время от времени в хронологическом порядке.

Галина Аксенова
Письмо № 3

"ТЫ НЕ В ЧИКАГО, МОЯ ДОРОГАЯ..."


Живу я в самом центре, у Белого дома. Моя мудрая бабушка в течение многих лет каждое утро подходила к окну, смотрела сначала на красный, потом на сине-красно-белый флаг и проверяла погоду: откуда ветер дует. Определять российскую политику по ветру - дело разумное, и, может быть, более перспективное, чем вчитываться в газетные строки, в промежутки между ними или слушать выступление разного призыва депутатов. Но я этой житейской мудрости еще не достигла. Мое утро начинается со встречи со старыми добрыми "Жигулями", которые вот уже скоро десятилетие проводят ночи под моим окном. С возрастом, их сигнализация перестала исполнять серенады: никто не посягает на честь "Жигулей", когда рядом живут "Мерседесы", "Альфа-Ромео", "Порши" и даже "Ролс-Ройсы". Однако и "Жигулям" есть что терять в условиях рыночной экономики. Мои почти каждое утро теряют бак бензина.

Со стрелкой, нервно приближающейся к отметке "О", я ношусь по Москве в поисках "коммерческих структур", у которых можно купить бензин в два раза дороже, чем на государственной заправке, но зато без очереди.

После встречи со "структурами", я направляюсь по делам. Пробки на дорогах стали делом обычным. Замираю около Цветного бульвара: столкнулись две машины. Они перекрыли путь, и движение обещает остановиться на долго, потому что отыскать милиционера в нужный момент в Москве дело сложное. Пока два старых "Жигуленка" решают между собой сокровенные проблемы классической русской литературы: "Кто виноват?" и"Что делать?", один из представителей "структур", спешащий на деловое свидание, подходит к ним с вопросом современной русской жизни:"Сколько?". Расплатившись с правым и виноватым, и очистив таким образом дорогу, он двигается вперед к своей высокой цели.

На Пушкинской бросаю машину: на метро до нужного места добраться скорее. Несколько выстрелов, вскрикнувших рядом, пробуждают во мне инстинкт самосохранения, и я резко прижимаюсь к стене. Оглядываюсь, народ спокойно проходит мимо. Шанс погибнуть в перестрелке такой же, что и попасть под машину. Тот, кто стреляет, и тот, в кого стреляют, хорошо знают друг друга и стараются решить диалог самостоятельно, не вмешивая широкие слои общественности.

Стреляют часто и во всех районах. Словно это Чикаго 20х годов. Но у нас не страшно, если, конечно, к этому привыкнуть. Идут трудовые будни "структур". Наверное, у них даже есть ударники труда и передовики производства.
Открылся магазин "Альфа-Ромео". Молодой человек попросил продать ему первую машину - хочет сделать жене подарок к выходному. Обещали. На следующий день в магазине немного постреляли. Не знаю, удалось ли молодому человеку совершить свою покупку?

В противоположном конце Москвы увидела надпись:"Срочно продается "Альфа-Ромео" по дешевой цене". Не свежая ли вдова избавляется от рокового автомобиля?

Навестила знакомых на углу Малой и Большой Бронных. Они обьяснили, что живут на пороховой бочке: расположенное рядом кафе "Аист" - место разборок. Подруга решила купить маленькой дочери пирожное, зашли в кафе, вахтер посмотрел на мать с укоризной и сказал:"Куда же вы с ребенком: опасно! Пирожное я вам сам вынесу". И вынес.

Сегодня стреляли на Таганке, но я уже к стене не прижималась. Новый опыт поистигаю семимильными шагами, иначе нельзя: жизнь меняется так быстро, что за ней угнаться можно только такими темпами.

Перестали печатать некрологи, о смерти знакомых узнаешь спустя какое-то время. Некрологи можно встретить только в "Коммерсанте": погиб банкир такой-то, убит председатель СП такой-то, найден бухгалтер коммерческого магазина такой-то, умер знаменитый вор в законе...

Зашла к друзьям в газету "Экран и сцена". Она закрывается, не хватает полмиллиона (500 долларов). Удержать газету на плаву может только рекламное приложение, где будут бесплатно печататься обьявления о продаже недвижимости. Я поинтересовалась: почему бесплатно? Друзья ответили, "структуры", которые хотят платить за это деньги, первыми получат доступ к информации и отберут наиболее выгодные предложения задолго до выхода обьявления в печати.

Из "Экрана и сцены" пошла в Министерство культуры. Друзья выросли в должностях и дошли "до степеней известных". Один из них рассказал, что имеет дело с хасидами, которые по-прежнему хотят получить святые книги равва Шнеерсона. Расставшись с хасидами, мой знакомый провел еще какое-то время в своем кабинете и выходил из Министерства последним, вахтерша остановила его вопросом:"А правда, что наш министр, после того, как породнился с Хазановым (сын Евгения Сидорова женился на дочке Геннадия Хазанова), решил все наши святые книги евреям отдать?"

В это же время руководитель Российского телевидения раздраженно отозвался на поездку в Тель-Авив сьемочной группы студии "Лад": "Да нет такой страны: Израиль!" А, может быть, действительно ее нет? И письма мои идут в никуда?
И вообще: как понять интонацию и смысл корявой надписи на полуразрушенном доме около метро Новослободская: "Русские идут". Кто -то, ведомый "высокими"(на уровне третьего этажа) целями, вывел эту надпись между двумя пустыми глазницами старых окон. Что это? Угроза? Или восторг? Повторю вслед за чеховскими тремя сестрами:"Если бы знать, если бы знать"...

Tags:

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Sep. 26th, 2015 06:31 am (UTC)
Русские письма. 1993. Письмо № 3
Пользователь v_strane_i_mire сослался на вашу запись в своей записи «Русские письма. 1993. Письмо № 3 » в контексте: [...] Оригинал взят у в Русские письма. 1993. Письмо № 3 [...]
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner