?

Log in

No account? Create an account

Next Entry

Scarface («Лицо со шрамом») Ховарда Хоукса (1896-1977). Классический гангстерский фильм о Чикаго 20-х годов и людях близких к Аль Капоне. Фильм вышел в 1932 году, хотя снимался в 1930. Цензура (Hays Office) держала фильм два года, требуя переделок. Хоукс несколько раз использовал в фильме заставки с крестами, пишут, что это знак, каким на местах преступления отмечали положение тел убитых, но я думаю, что Хоукс использует кресты как знаки вырезок, сделанных по указанию цензуры. Обычно в старых фильмах, на месте исчезнувшего титра стоит именно такой крест. Хоукс, подчиняясь цензуре, воюет с нею. В названии есть связь с рассказом Сомерсета Моэма 1925 года «Человек со шрамом»: Тони (Поль Муни) смотрит в театре пьесу Моэма и ходит раскачиваясь, как герой рассказа. Хоукс понимает преступность как серьезную социальную проблему. Для него преступники – люди, выброшенные обществом: иммигранты и бывшие солдаты первой мировой войны, о подобных людях идет речь в рассказе Моэма, где бывший генерал продает в баре лотерейные билеты. Режиссер даже в фильм вставляет сцену с полемикой по этому вопросу: общественные организации требуют прекратить обсуждать и описывать в прессе преступные группировки, считая, что это способствует популярности последних. Отвечая им, актер, играющий судью, обращается прямо в камеру (прием очень редкий в американском кино студийных времен) со словами протеста и говорит о том, что эту проблему необходимо решать, а не закрывать на нее глаза.

Scarface – один из ранних звуковых фильмов. Часто пишут о проблемах, связанных с этим новым периодом в кино, о неподвижной камере, об отсутствии монтажа. Ничего подобного не найти в фильме Хоукса, где камера беспристрастно проникает повсюду и замечает все. А раз все видит камера, значит, и зритель. Первая сцена фильма длится около 4 минут. Камера, отрываясь от света фонаря, спускается вниз, с официантом входит в двери ресторана, застает финал разговора трех старых гангстеров, провожает двоих, следует за третьим к телефону, потом отрывается от него, привлеченная чьей-то тенью, следует за ней, фиксирует вытянутую с пистолетом руку, переходит на падающее тело, возвращается в дом, равнодушно смотрит на труп вместе с официантом, который спешит покинуть место действия, чтобы не быть призванным в свидетели этого не им совершенного убийства. Вся эта сцена снята одним кадром. Без межкадрового монтажа.

В фильме много смешным моментов: в поведении Тони, в репликах его секретаря, безграмотного (потому что не было денег учиться читать и писать) иммигранта, который с комической сосредоточенностью не замечает ни кровавой перестрелки, ни льющегося на него кипятка, потому что пытается услышать чье-то имя по телефону. Цензура тщательно добивалась, чтобы образ Тони утратил все следы обаяния и чтобы Тони превратился в холодного убийцу, но Поль Муни рядом с жестокостью показывает какую-то почти безгрешную инфантильность Тони, а в сценах его прощания с сестрой фильм превращается в трагедию. Финал очевидно перекликается с более более поздним, но не менее трагическим и жестоким финалом фильма «Бонни и Клайд».

 

 

Tags:

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner