?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любовь к литературе и литературной форме позволяет Джармушу экспериментировать с киноформой. В некоторых фильмах, таких например, как «Таинственный поезд» или «Кофе и сигареты» форма и есть содержание, сюжет. Полнометражный черно-белый фильм «Кофе и сигареты» вырос из одноименной короткометражки 1986 года, у которой появилась вторая, а потом и третья часть. А в 2003 году вместо четвертой части появился фильм, состоящий из 11 не связанных  между собой новелл.

Общее у них – диалог двух героев (иногда на мгновенье появляется третий), в кафе за клетчатой скатертью (иногда без скатерти), за чашкой кофе (иногда чая) и с постоянной сигаретой. Такая интеллектуальная игра в вербальные шахматы, в которой соперничество часто заканчивается ничьей.

В фильме, как всегда у Джармуша, звучит музыка, играют друзья-музыканты: Том Уэйтс, Игги Поп, Мэг и Джек Уайт из White Stripes, актеры-символы – Роберто Бениньи, Кейт Бленчет, многолетний исполнитель Энди Уорхола – Тейлор Мид и др. Личность исполнителя и расширяет пространство подтекста, и привлекает дополнительных зрителей.

Диалоги органичные, поведение героев естественное, юмор положения, характера или фразы - в каждой новелле. Он, как будто неосознаваемый внутри самого сюжета, но всегда понятный для зрителя. Ирония для Джармуша -  самая правильная форма существования.

В этом фильме иронической интеллектуальной игры интересное место занимают кофе и сигареты. Бесспорно, что среди прочего, фильм снимается на деньги табачных и кофейных компаний, продукты которых появляются в кадре, как product placement. Вред табака и кофе обсуждает в фильме, но любовь к ним побеждает.

И здесь возникает деликатный вопрос. В фильме нигде открыто не говорится, что он рекламирует сигареты и кофе. Для Джармуша, который осуждает современное наступление на свободу слова в США, это может быть бунтом против навязывания обществом правил поведения, однако рекламирование сигарет через скрытый  product placement – это не свобода выбора, а распространение влияния тайным, сокрытым от публики, путем.

В письме от 25.08.1972 года Роберт Ричардс – президент одной из кино и телекомпаний - обращает внимание Уильяма Смита, президента RJR, компании, которая выпускает Camel, Salem, Winston, More  и еще несколько известных видов сигарет, на следующий факт: film is better than any commercial that has been run on television or any magazine, because the audience is totally unaware of any sponsor involvement[1] . .Т.е. сила рекламы в том, что публика не осознает ее.

И кино, и табачная индустрия одинаково понимают пользу рекламы табака в развлекательной индустрии.  Это взаимовыгодный бизнес. В случае договора о спонсорстве: кинокомпании обязаны присылать сценарий, чтобы табачная компания ознакомилась с сюжетом и определила места, куда можно вставлять рекламу. Есть даже правила на этот счет: использовать сигареты в кадре; в фоторекламе, связанной с фильмом; не связывать курение с негативными ситуациями; поставлять курящим актерам сигареты бесплатно (когда была запрещена прямая реклама); создавать иллюзию общественного благоприятствования курению. Часто спонсорские деньги идут мимо кассы или через фирмы-посредники, чтобы это не привело к расследованию связи между табачной и киноиндустрией, против чего возражает общественность.

И на финал еще одна цитата из исследований фактов курения в американских фильмах с 1950 по 2002 г. В 1950 – было 10.7 случаев курения в течение часа, потом в 1980-1982 годах количество снизилось до 4.9, но возросло до 10.9 к 2002 году, несмотря на общее снижение количества курильщиков в мире в два раза с 1950 по 2002 годы[2]

Это негативная сторона фильма Джармуша, ибо скрытый product placement – нечто противоположное свободе, именно потому что киноиндустрия, которой Джармуш открыто противостоит, сохраняя за собой положение independent  художника, настаивает на тайне, неочевидности рекламы для зрителя ради максимального эффекта. А Джармуш, говоря о своей свободе, лишает зрителя на право свободного получения информации.



[1] Richards R, UNK. We are about to go into production with the motion picture, “Run Sheep Run”, A suspense, thriller, set in Los Angeles. RJ Reynolds; August 25, 1972. Access date: March 26, 2001. Bates No. 500201423-1424. URL: http://www.rjrtdocs.com/

 

[2] http://ajph.aphapublications.org/cgi/content/abstract/94/2/261

 

 

Comments

Profile

starkino
starkino

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner