?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каникулы!
Закончился сезон или учебный год, можно называть так или иначе, но то, что у меня завершилось в конце мая 2016-го, началось в начале сентября прошлого года. Что было нового? Я ушла с постоянной преподавательской позиции в Школе-Студии МХАТ и  отправилась в свободное плаванье. В Школе-Студии я продолжала читать лекции для американских студентов – «История российского кино», они приезжают на семестр – осенью актеры из O’Neill Theater Center
, весной – драматурги из Гарварда. В кинозале ГУМа вела курс по итальянскому кино для тех, кто интересуется темой и свободен с 11.00 до 14.00, а также вечерний киноклуб, посвященный самому современному, с моей точки зрения, жанру – мелодраме.


В лектории «Русского пионера» прошло 5 вечеров, посвященных истории немого кино. В ГМИИ им. Пушкина, в цикле «Нестандартные лекции», говорила об импрессионистах и кино: «Движение в живописи и живопись в движении». Для канала «Культура» сняла фильм «Борис Заборов. В поисках утраченного времени». Его показали в день 80-летия художника. В конце апреля выпустила, наконец, книгу «Страсти старьевщика» - рассказы друзей-коллекционеров и моя первая попытка написать историю дамской сумки. Книга продается в Доме книги на Новом Арбате и в книжном магазине «Москва» на Тверской.


Но все это, так или иначе, продолжение прошлого. Новыми для меня оказались лекции для русскоязычной зарубежной публики.

В последние 7-8 лет многие москвичи увлеклись самообразованием (или «переквалификацией»). Мы – дети промежутка, ибо живем в эпоху, которая по-английски называется «in between». Наша страна вот уже 30 лет едет из пункта «А» в пункт «Б», многократно останавливаясь, возвращаясь, прерывая движение, сворачивая туда, где еще не проложили рельсы (к счастью, не используя пока человеческий материал в качестве шпал, как бывало). Так как пейзаж за окном меняется, то стабильными кажутся только знания о прошлом или мечты о будущем, а посему народ повернулся - либо «спиной к современности», либо повторил цветаевское описание судьбы Маяковского: «ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать».

Человек, лишенный настоящего, учится экзальтированно. Кто-то начал с того, в какой руке держать вилку, а в какой – нож; кто-то  - с того, в котором часу прилично появляться в обществе в черных колготках; кто-то подсел на Быкова или Мугинштейна; кто-то пошел учиться тому, как найти или удержать мужа (о женах почему-то речь не идет) – и это далеко не полный курс «переКЛАССификации», т.е. перехода из класса, в котором родился, - в класс, в котором оказался; а также из времени, в котором не жил, - в эпоху, в которой жить не будет.

После того, как Крым приобрел притяжательное местоимение (а все остальное, соответственно, - частицу отрицания), поток обучающихся поменял русло и направился за границу нашей многострадальной. В результате, возникли или оживились лектории в странах неближнего зарубежья. Я как лектор получила приглашения - в Швейцарию, Англию и на Кипр.

В Женеву меня пригласила Наташа Резникова, которая создала клуб «Леманика» (https://www.facebook.com/lemanikaclub/?fref=ts). Он делает первые шаги: прошли два оперных лектория с просмотром и обсуждением цюрихских спектаклей «Макбет» и «Пеллеас и Мелизанда», впереди «итальянский уик-энд». Наташа позвала меня на лекции о «золотом веке» Голливуда и на разговор о диалоге моды и кино в ту эпоху.




Мы с Наташей в поездке по Швейцарии. Апрель 2016 года.


Потом я откликнулась на зов двух очаровательных энтузиасток – Дины Бердниковой и Ани Кац-Глуховской, которые в Лондоне создали клуб «Arbuzz» (https://www.facebook.com/arbuzz.lectures/?fref=ts). Они, произведя на свет четырех (в сумме) детей, распределенных неравномерно между матерями, создали русский детский клуб, который теперь перерос в дивный взрослый лекторий.



С Вениамином Смеховым, Диной и Аней после моей лекции.
На Кипре я оказалась из-за подруги – скрипачки Татьяны Пугачевой, которая несколько лет пыталась окультуривать Лимассол - приморский город, что довольно сложно, ибо приходилось выдерживать конкуренцию с морем. В  этом году Таня создала благотворительный фестиваль «Арт Киприда» (https://www.facebook.com/events/737241713084251/), средства от которого пойдут на лечение детей.





Татьяна Пугачева играет Баха. Концерт ре-минор для двух скрипок.


Выступают дети, рожденные на Кипре и сохраняющие русский язык.

При том, что все три группы созданы разными людьми, в разных странах и, что очень важно, с разным климатом, а также культурным и финансовым уровнем эмиграции, их объединяет преобладание просветительского начала и желание собрать вокруг себя единомышленников, чтобы было интереснее жить в чужой языковой среде. Эти группы похожи на острова. Каджая из них  – продукт более успешной эмиграции, по сравнению со всеми предыдущими. Мне кажется, что этот процесс только начинается. Ничего подобного не было ни в начале 1970-х, ни в конце 1980-х. Интересно, как он будет развиваться, и дай Б-г этим начинаниям выжить: эмигрантский мир часто живет по принципу: «два эмигранта – три партии» или «правее русских только стенка», не говоря уже о знаменитой российской «тайной недоброжелательности».

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner