?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Фильм Мидзогути "Сказка туманной луны после дождя" - экранизация рассказов из одноименного сборника автора 18 века Уэда Акинари  (вариант перевода названия -  «Луна в тумане»). Действие фильма происходит в 16 веке, важнейшем в истории Японии.

Фильм начинается с того, что камера совершает медленную панораму, смысл которой станет понятен позднее. А потом все идет почти по голливудскому образцу: в первые минуты зритель получает всю информацию, необходимую для дальнейшего развития сюжета:  о надвигающейся войне, о желании одного героя заработать, а другого - стать самураем. Получает даже качественные характеристики – этот жадный, тот глупый. Проскальзывает фраза о фестивале "Обон", который проходит с 11 по 15 августа и в который души умерших спускаются на землю, чтобы немного побыть с родными. "Обон" считается праздником памяти усопших, иногда он называется "Праздником фонарей", зажженных в память об умерших. "Обон" – на санскрите означает «висеть вверх ногами», т.е. страдать. Это история об ученике Будды, который навещает покойную мать и понимает бескорыстность ее жертв. Для японцев эта случайная, казалось бы, фраза о празднике дает ключ ко всему фильму. Для европейского зрителя она проскальзывает почти незамеченной. А потом, через весь кадр, как знак Фортуны, проезжает неуклюжее, квадратообразное колесо телеги, и проходит Кинуё Танако - жена Гэндзюро, в длинном кимоно, закрывающем ноги. И тогда становится понятно, что Мидзогути снимает свой фильм, как flashback, как воспоминание души Кинуё Танако, которая приходит на землю в начале фильма и покидает ее в конце. Камера совершает свой полет вниз, как эта вернувшаяся в праздник "Обон" душа, и женщина, которая пройдет в кимоно, закрывающем ноги, - это гостья с того света, а они обычно изображаются летящими, а не пешеходами грешной земли, поэтому-то длинные одежды и скрывают ненужные в небе конечности.

Второй эпизод напоминает документальные кадры, которые часто встречаются в фильмах итальянских неореалистов – сбор риса в «Горьком рисе» (1949) у Де Сантиса, ловля тунца в «Стромболи» (1950) у Росселини. Мидзогути снимает документальное кино о том, как в Японии в 16 веке делали керамику. С мотивом керамики связаны две темы – желание Гэндзюро заработать и его талант художника, который относится к своим творениям, как к детям.

И только в третьем эпизоде, словно закончив разгон фильма цитатами из чужого кино, Мидзогути демонстрирует японскую традицию. Снимая движение лодки в тумане, который «выдыхает» озеро, камера оператора Кадзуо Миягава почти лежит на воде и создает образы без детализации - как на японских суми-э, где монохромная живопись оказывается похожей на акварель. Туман становится главным действующим лицом сцены. Японские туманы – амбивалентый символ: и дыма от поминального костра, и образа человеческой жизни, и темной силы, и сакральный пустоты, и традиционный поэтический образ для песен разлуки. Туман - мощная метафора, кстати, не удивительно, их появление в советских фильмах - например, у Эйзенштейна в «Броненосце «Потемкине» или у Норштейна в «Ёжике в тумане». У Мидзогути в тумане встречаются две лодки. Одна идет к смерти, и в кадр попадает треугольник кормы, направленный вверх, к небу; другая временно свободна и еще может выбрать свой путь. Уходящий к небу произносит слова: «Берегите женщин» (тема самая важная в творчестве Мидзогути, который считается одним из самых «женских» режиссеров). Лодка уходит из кадра, и камера не спешит за ней.

Камера, как часто в классическом японском кино, расположена ниже уровня глаз. Мизансцены не центростремительны. По возможности, панорамы снимаются через препятствия на первом плане – деревья, камыши, ветки. Герои поворачиваются спиной к зрителям, окончательно снимая уверенность в выстроенности кадра.

Следующий эпизод – появление Дамы Вакасы. Она движется иначе, чем другие и одета во все белое - цвет мертвецов в японской культуре. Как в японском традиционном театре Но или Кабуки зрители по маске и наряду узнают, кто перед ними, так и в фильме Мидзогути: в первую секунду появления Дамы Вакасы всем, кроме героя, понятно, что она – пришелица из мира мертвых. В этом эпизоде два рассказа Акинари, которые легли в основу  фильма, переплетаются, а так как каждая история состоит из двух судеб, то фильм усложняется до четырех сюжетов. Они различны стилистически: сатирическая тема - история Тобэи, который мечтает стать самураем, почти натуралистическая история грехопадения его жены, сказочная – история любви Гэндзюро и дамы Вакасы и трагически-реалистическая – Кинуё Танако, у которой солдаты отнимают рис, предназначенный для ребенка. 

Кажется, что сцена Гэндзюро и Дамы Вакасы могла быть предшественницей одного из заметных приемов Тарковского, когда в одном, несмонтированном кадре герои то исчезают, то появляются снова, словно спутники, кружащиеся вокруг камеры. У Мидзогути камера деликатно не откровенничает в сцене, где плещется в воде счастливый Гэндзюро, не показывает обнаженную Даму Вакаса и медленно отходит от героев к берегу реки, чтобы там, на ковре, неожиданно обнаружить влюбленных, только что оставленных в другом пространстве. Подобное движение читается не как трюк, а как смысловой прием.

В каждой сцене зритель знает больше, чем герои. Фильм не строится на идентификации с ними, как в голивудском и европейском кино. Не узнавание, а размышление – цель этого трагического фильма-притчи. В нем мужчина – источник несчастья женщины: и живой, и даже мертвой, ибо Гэндзюро уничтожил единственную возможность дамы Вакасы стать счастливой. Но в фильме нет ни поучения притчи, ни опустошенности трагедии. Финал согрет образом ребенка, приносящего рис на могилу матери. Ее душа радостно улетает после праздника "Обон", успокоенная тем, что блудный отец и маленький сын снова вместе. Камера, словно душа Кинуё Танако, в печальном очаровании поднимается вверх. И кадр, и душа спокойны, в полном соответствии с законами синтоизма, обожествляющими силы природы. В синтоизме мир, как единое целое,  растворяется в небесах вселенной.

 

 

 


Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner