?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


         
На сцену выходят сильные, мускулистые, красивые молодые люди. Переодеваются. Мажут тело и лицо черной краской. Поднимается к небу зеленый железный занавес. И, шагая по черному угольному полю, занимают шахтеры привычное место на дне жизни. Это они в прямом смысле на своих плечах вынесут все два акта. Они будут держать площадки, откуда начнут вещать свои партии грибоедовские персонажи.

            Текст Грибоедова соединяется с отрывками из «Философических писем» Чаадаева, с посланием Бенкендорфа московскому генерал-губернатору князю Голицину, гоголевскими «Записками сумасшедшего», со строчками Саади – эпиграфом к той главе тыняновского «Вазир-Мухтара», где Грибоедов разговаривает с английским доктором:

«Вы цитируете Гамлета?
- У каждого англичанина есть право на сумасшествие, - сделал доктор гримасу. – У других наций, впрочем, тоже».

            Из всего из этого вырастает русское сумасшествие, т.е. убийственное желание сказать правду. Автор идеи и соавтор либретто - Павел Каплевич и композитор Александр Маноцков текстом и музыкой подталкивают режиссера Кирилла Серебренникова к определенным решениям.

            Создатели замечательного спектакля «ЧаАДский», «упорствуя в своих иллюзиях», что нельзя развращать «ум народа, который его не особенно упражнял» и что «не через родину, а через истину ведет путь на небо» (текст в кавычках из «Философических писем»), создают необыкновенно современное произведение, вызывающее местами бурную реакцию зала. Заглушая музыку, зрители аплодируют на словах о тротуарах, о «временах очаковских и покорения Крыма» и о том, что с Покровки ехать два часа… (здесь нужно отметить, что авторы спектакля в «Геликон-опере» за эти слова не несут никакой ответственности).

            Спектакль начинается как сатирическая, почти буффонная комедия: с занимающимися сексом в спорт-клубе Софьей и Молчалиным, с фальшивым дискантом последнего, с эффективным менеджером Скалозубом… И весь этот мир никогда не опускается на грешную землю, плавает над ней, разместившись на просторных платформах. А они покоятся на сильных и безмятежных шахтерских плечах. И весь этот двухэтажный мир только отбрасывает тени на серые стены, ограничивающие пространство. Во втором акте начинается настоящий русский праздник –мужчины в черном, женщины в белом, их кокошники в камнях а ля Сваровский, а вокруг... появляются со всех сторон: справа, слева, сверху… металлические конструкции в цветных огнях.


На сцене создается такая узнаваемая современная красота! (это ирония, если кто не понимает). Просто, «именины сердца», просто копия Москвы, украшенной к Пасхе, к весне, к Дню победы, да, что тут говорить, к любому празднику город щедро украшают на бюджетные деньги.

            А чем все кончается? Революцией? Шахтерским восстанием? Иногда, раз в столетие, да, но чаще побеждает альтернативный финал - все те же гоголевские отчаянные крики, все тот же русский ад: «Они льют мне на голову холодную воду», «Спасите меня!», которые в России похоже, что можно адресовать только одному человеку: «Матушка, спаси своего бедного сына! Урони слезинку на его бедную головушку! Посмотри, как мучат они его!»

-------------------------
P.S. Исполнительный Бенкендорф передает слова заботливого Николая I относительно господина Чаадаева: «Государю императору угодно, чтобы Ваше сиятельство, по долгу звания Вашего, приняли надлежащие меры к оказанию г-ну Чеодаеву всевозможных попечений и медицинских пособий. Его Величество повелевает, дабы Вы поручили лечение его искусному медику, вменив ему в обязанность каждое утро посещать господина Чеодаева, и чтоб сделано было распоряжение, чтоб господин Чеодаев не подвергал себя влиянию нынешнего сырого и холодного воздуха; одним словом, чтобы употреблены были все средства к восстановлению его здоровья».

P.S.S. Лично меня особенно тронули слова о «нынешнем сыром и холодном воздухе».

Profile

starkino
starkino

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner