?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одесса.

«Моня, сделай добрее голос» - одна из первых фраз, которые я услышала в Одессе. Как художники ездят на натуру, так писатели должны ездить в Одессу. Конечно, аборигены скажут, что настоящей Одессы нет, как нет тех, кто мог бы сказать «за Одессу»; и нет тех биндюжников, которые в хорошие хлебные годы прикуривали гаванскую сигару от сторублевой бумажки, а во все другие производили детей, подобных Бене Крику; нет тех одесситов, которые по бедности покупали на Привозе красную икру и с завистью смотрели на богачей, питающихся черной; конечно, многих нет, но на мой слух акустических и других новостей вполне хватило.

Встречу с Одессой мы начали у Оперного театра. Его строили те же архитекторы, что и Венскую оперу. Они специализировались на театрах, а, когда им это надоело, построили в Черновцах железнодорожный вокзал, похожий на театр.



Мы постояли у памятника Пушкина, услышав от самокритичных одесситов, что он один не берет взяток, а все потому, что – бюст. Прошлись по Приморскому бульвару, посмотрели вниз с вершины Одесской лестницы, где в 1925 году снимался не только знаменитый «Броненосец Потемкин», но и «Еврейское счастье», причем оператором обоих фильмов был Эдуард Тиссе.  Я не знала, что лестницу строили масоны, и пирамида, вид которой она принимает, если смотреть снизу вверх, их символ.



Подошли к памятнику Екатерине II, недавно вернувшейся на место. Наш гид Александр из компании «Тудой-Сюдой» (всем советую), рассказал историю постамента, на котором за 150 лет успели побывать различные исторические деятели, и добавил: «Памятники меняются чаще, чем я бываю на свежем воздухе».


Глядя по сторонам понимаешь, что Одесса ведется себя как красавица, которой не нужно прихорашиваться, ибо она неотразима во всех видах и особенно в неглиже.

   



 
Неглиже Одессы - это камни, которые падают с разрушающихся балконов, это пыльные грудастые грифоны, это атланты-Сизифы, которые стали инвалидами под тяжестью земного шара, это кариатиды и просто полные известняковые девушки с ввалившимися глазами или сломанными носами … но все это загадочным образом не уродует город, а поэтизирует его, и он этому нисколько не сопротивляется.


 


Конечно, мы поехали на Одесскую киностудию. Там открылся музей с залами, посвященными Вере Холодной, которая в 1919 году в Одессе умерла от «испанки», фильмам «Место встречи изменить нельзя» и «Три мушкетера». В музее ВБС встретился со своим костюмом и с тем, что осталось от Констанции – с ее нетленным платьем. Студия, как и город, в неглиже, но от этого о ее и своем прошлом думалось с еще большей ностальгией.



   



Приглашатели позаботились о нашем хлебе насущном, и мы ели в милом ресторане «Fratelli» (https://www.facebook.com/fratelli.odessa/). Летом кадки с розовыми кустами выносятся во дворик, и на пустом месте появляется сад. У входа и на всех столах ветки жасмина, сирени, гвоздика. В ресторане пахнет не едой, а цветами.






На кирпичной стене показывают фильмы с Чаплиным. Это напомнило мне сцену из оскароносного фильма Торнаторе «Новый кинотеатр «Парадизо», когда для тех, кому не хватило места в кинозале, киномеханик устраивает проекцию на стене соседнего дома.

Спросили одного из официантов: откуда он? Сказал, что - одессит. А на вопрос: где родители работали? Ответил: «Конечно, на флоте, а чем еще в Одессе заниматься». Между столиками, нежно поглядывая по сторонам, фланировал дородный французский менеджер. Он проводит во «Fratelli» по полгода, курируя ресторан и помогая смешивать западные традиции с одесскими.

Ели вкусно. Запивали еду винами разных стран и народов. А в воскресенье, когда я зашла поблагодарить и попрощаться, я увидела тот же сад с розами в кадках, счастливых посетителей под цветами и веселых официантов, одетых по-домашнему в футболки и пижамные штаны: бранч.

В этом ресторане произошла встреча - из тех, про которые, увидев в фильме, говоришь: «В жизни так не бывает». Мой папа подростком, во время войны, учился в Телави. У него был близкий друг – Рубен Гулиев, которого почему-то мы с братом в детстве называли «дядя Роберт». Жизнь папы и Рубена Вартановича шла разными путями, но они встречались. Правда, все реже и реже.

Много лет проскочили мимо. Папа умер. Прошлое ушло в такое «не настоящее», где мы все оказались в разных государствах. Связь времен распалась окончательно. От каких-то одесситов, друзей друзей, я узнала, что Рубен Вартанович занимается виноделием, чем занимался и в 1960-е годы. Перед поездкой в Одессу, я попыталась найти его телефон, написала на сайт компании, но мне никто не ответил. Я подумала, что эта страница жизни, как и многие другие, закрылась, и - прекратила поиски.

В первый наш одесский вечер, сидя в ресторане «Fratelli», я спросила официанта о винах Гулиевых, сказала, что пыталась найти кого-то из семьи, но у меня не получилось. Не прошло и часа, как в ресторан после концерта в Оперном театре, вошла компания. Наш официант тут же подошел к ним и о чем-то зашептался, незаметно указывая на нас. Наученные в театре обращать внимание на детали, ибо именно через них проявляется смысл, мы догадались, что речь идет о нас. Тогда от компании отделился элегантный господин и представился: это был сын Рубена Вартановича - Роберт Гулиев, которого я видела в последний раз в его и моем босоногом детстве.



 
А потом мы, конечно, пробовали чудесное гулиевское шардоне, выдержанное в дубовых бочках и напоминающее мне любимое шардоне с Napa Valley, и знакомились заново, ибо много воды и людей утекло с тех давних пор.

Я написала много слов, но почти ничего - об Одессе. О ней - в душе, потому что в других местах у меня еще не накопились слова, достойные этого города. О ней… продолжение следует…

Recent Posts from This Journal

  • "Сила природы" и мода в нью-йорском FIT.

    Мне нравится маленький музей FIT на углу 7 авеню и 27 улицы. Его директор - Валери Стил входит в список самых влиятельных женщин Америки. Она автор…

  • Рей Кавакубо в Метрополитен музее

    Выставки в Метрополитен музее - этом одном из самых фантастических, если не самом фантастическом, музее мира, – всегда великое художественное…

  • Нью Йорк

    Так получилось, что я читала статью о современном кураторстве и гуляла по Нью Йорку в один день, а так как любой день из жизни человека можно…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jun. 15th, 2017 04:20 pm (UTC)
Сигары все - таки гаваНские.
starkino
Jun. 15th, 2017 05:18 pm (UTC)
Спасибо.
И они тоже.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner