?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

20 ноября 2011 в просмотровом зале «Мосфильма» состоялся предпремьерный показ кинофильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». В гостях у создателей картины были пять человек, знавших Владимира Высоцкого лично. Вместе с Валерием Золотухиным, Людмилой Абрамовой, Александром Миттой, Вениамином Смеховым, этой чести была удостоена и я. Хочу поделиться впечатлениями от просмотра и не только как профессиональный киновед. Начну с того, как именно во времена действия фильма (в 1979 году) Высоцкий превратился в моей жизни из мифического персонажа в реального человека, а закончу тем, что я думаю о фильме.

В феврале 1979 года я, студентка 2-го курса Ленинградского института театра, музыки и кино, пришла на трехмесячную театроведческую практику в театр на Таганке. И, кроме радости сидеть на репетициях в лучшем театре СССР, я очень гордилась тем, что сам Ю.П.Любимов получал за меня 10% надбавки к зарплате. В театре работали над новым спектаклем – «Преступление и наказание». Высоцкий только что вернулся из самовольной поездки по США и начал репетировать Свидригайлова. Я ходила на все репетиции и спектакли и вела  дневник, как положено хорошей студентке. В нем остались стенографические записи, робкий студенческий анализ и разбор спектаклей, но я хочу рассказать только о личных контактах.

Как жена актера, сегодня я знаю, что актеры играют «на своих душах», как музыканты на инструментах, а поэтому отзываются на все, что возбуждает нервную систему. В те годы в театрах, за кулисами, незнакомые люди появлялись редко, каждый был на виду и на учете. Каждое новое симпатичное лицо, появлявшееся на репетициях в театре, вызывало живой интерес. Особенно у лиц мужского пола.

Так произошло со мной и с некоторыми другими 18-20 летними девушками, по разным причинам, оказавшимися на Таганке в конце 1970-х. Высоцкий был одним из самых отзывчивых на молодую энергию и на молодые лица, и в этом не было ни коварства соблазнителя, ни актерского кокетства, ни вульгарной пошлости. Может быть, так положено поэту: желание продлить свою молодость рядом с молодостью других. Вернуться туда, куда попасть уже нельзя. Если же он, действительно, чувствовал, что жить ему оставалось совсем недолго, то можно сказать: увлекаясь молодыми, он очень хотел остаться живым в памяти другого поколении.

Высоцкий пригласил меня на концерт, куда я отправилась, захватив в качестве «бодигарда» моего 14-летнего брата Женю. Потом было еще несколько коротких разговоров с Владимиром Семеновичем в театре, а летом 1979 года на улице Герцена около меня притормозил «Мерседес», за рулем которого сидел Высоцкий, а на заднем сидении  - Валерий Янклович – администратор «Таганки» и лично ВВС (в фильме его некоторое подобие сыграл Максим Леонидов). Я села. Меня приглашали слетать в Узбекистан на концерт Высоцкого. Я отказалась. Машина остановилась у Моссовета (нынешняя мэрия). Выходя, Высоцкий, шутя, бросил Янкловичу: «Не выпускай ее». Но я ушла.

В мае 1980 года я стала женой любимого человека – Вениамина Смехова. Я видела Высоцкого на сцене на последних июльских спектаклях «Гамлет». А 26 июля, назавтра после смерти, он лежал дома, и это был первый мертвый человек в моей жизни. Зачем я все это рассказываю? Чтобы объяснить особую личную необъективность восприятия фильма «Спасибо, что живой», ибо для меня случился мистический акт «возвращения».

Первый вопрос, который интригует всех непосвященных в производственный процесс: кто играет Высоцкого? Мне кажется, что этот «секрет» тоже мистического происхождения и было бы лучше, если бы он остался тайной. Любимов в своих спектаклях о Пушкине и о Маяковском не хотел, чтобы великого поэта играл один актер – реальный человек. В этой картине: Высоцкого играют: актер, пластический грим и магия голоса. Автор сценария – Никита Высоцкий. И с первого звука фильма начинается событие более важное, чем кино. Мало кому даровано - быть сыном великого поэта, но только на Аркадия и Никиту пало это неподъемное бремя – быть сыном Высоцкого. Никита держит его величественно-просто, как атлант - небо, и чтобы оно не упало, он должен был, в конце концов, дать жизнь этому фильму.

Важнейшей ролью Вл.Высоцкого был Гамлет, который шел на риск и на смерть, повинуясь Призраку своего отца. Никита Высоцкий (и вся команда создателей) делает «призрак отца» живым. В реальности, наверное, самые мощные и самые хрупкие связи - между отцом и сыном. Болезненные, сложные, конфликтные, но вечные отношения - со времен жертвоприношения Исаака и распятия Иисуса - вдруг появляются в этом фильме, который по большому счету, говорит о «распавшейся связи времен». Фильм «Высоцкий» - это римейк жизни поэта, и даже больше – это акт воскрешения, ибо здесь отец благодарит сына-сценариста: «Спасибо, что живой». Такие фильмы могут оказаться сеансом психотерапии для нации, расшатавшейся вместе с веком, когда уже не в первый раз, говоря метафорически, дети выбрасывают отцов из могил.

Семья – модель государства. Тема безотцовщины была одной из главных в фильмах переходных 1990-х («Брат», «Умри, засни, воскресни»...). В ХХI веке отец вернулся в «Возвращении» А.Звягинцева, но вертикаль жизни (не путать с вертикалью власти) не восстановилась, потому что попрежнему «век вывихнут, век расшатался». Не хочу говорить высокопарно, но вырывается наружу мысль о том, что, связывая распавшиеся цепи своей личной жизни, Никита Высоцкий попытался связать распавшиеся цепи страны. Говорю это, ибо все еще не чувствую себя ненужным винтиком всероссийской машины и наивно верю в роль личности в истории и в то, что поступок каждого человека играет свою роль в вечности.

Создатели взялись за сложную задачу – показать жизнь и людей, о которых еще помнит почти половина населения страны. И, конечно, ряд документальных неточностей или ошибок может иметь место. Но ведь фильм не об этом. Он о том, что мы живем в двух мирах – во времени и во Времени, и для второго детали роли не играют. Кажется, что если мы осознаем жизнь во Времени и ее важность, мы станем добрее, внимательнее друг к другу. Что-то деликатно-поучительное есть в фильме «Спасибо, что живой». Кажется, в нем здесь возникает мостик с лучшим, что было в советской культуре – ее обращением к высоким образцам.

Для меня, как для человека, связанного с кино, есть в фильме приятные профессиональные подробности. Они не только в желании для большего реализма снимать объективами, которыми пользовались в конце 1970-х годах, и не в тщательном реконструировании на экране хроники с интервью Высоцкого. Последнее очень интересно, ибо соотносится с попытками, например, немого кино воскресить старые живописные полотна. В этом фильме-цитате есть отсылка к киноклассике, и прежде всего, к одному из самых великих фильмов Голливуда, соединившему массовое и элитарное кино - к «Касабланке» (1942) Майкла Кертиса. «Касабланка» заканчивается тем, что самолет с Ласло и Ильзе (Ингрид Бергман) взлетает, а на взлетной дорожке остаются только Рик (незабываемый Хамфри Богарт) и Луис (начальник полиции). И Рик произносит легендарные слова: «Louis, I think this is the beginning of a beautiful friendship». Это одна из знаменитейших фраз в истории кино, процитированная Кустурицей и многими другими, кто мечтал снять свою «Касабланку». Одна из последних сцен в «Высоцком» отсылает нас именно к «Касабланке»: два работника КГБ стоят на взлетной полосе, по мизансцене полностью повторяя сцену из «Касабланки». В этот момент зритель-киноман произносит про себя грустно-иронические слова о «начале прекрасной дружбы», только на этот раз дружить будут не Рик и Луис, а начальники разных ведомств КГБ, хотя, кстати, Луис тоже был начальником французской секретной полиции.

Хочу закончить тем, что этот фильм - попытка сделать кино, рассчитанное на всех жителей нашей страны. Попытка благородная, особенно, для работников «Первого канала», который во многом ответствен за распад в головах населения. А.Звягинцев, показывая в фильме «Елена» национальную катастрофу, происходящую с людьми, впрямую обвиняет «Первый канал». В его фильме фоном звучат тексты и голоса передач «Первого канала». Все уже привыкли к отвратительной отговорке «пипл хавает»: конечно, всякий народ заслуживает то кино, которое имеет. Поэтому слава Б-гу, что сегодня наш народ заслужил эту премьеру: «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
leonid_sankin
Nov. 23rd, 2011 08:28 am (UTC)
Спасибо за первую рецензию. Ждем с нетерпением 1 декабря.
irinamikhaylova
Nov. 23rd, 2011 11:48 am (UTC)
Спасибо Вам! Прочла с удовольствием. Очень за Вас рада, что застали такого замечательного человека. Когда он умер, мне было 4 года. Всю жизнь грызу локти, что не родилась раньше, эх.
(Anonymous)
Nov. 26th, 2011 09:38 am (UTC)
Спасибо Вам за рецензию)
Спарибо за рецензию, спасибо, что поделились воспоминаниями об этом человеке и впечатлениями о фильме.
sovushka76
Dec. 14th, 2011 04:58 pm (UTC)
Спасибо Галина Геннадьевна, за интересную рецензию. Взгляд человека, который был вовлечен и... невольно увлечен, всегда интересен и важен. Хотя, конечно,все зависит от занимаемого места!Спасибо. Всегда читаю ваши посты с удовольствием.
welfordika
Dec. 31st, 2011 01:07 am (UTC)
Оливье на столе?!


( 5 comments — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner