?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кирилл Серебренников соединяет эпоху написания "Зойкиной квартиры" и день сегодняшний. Он открывает булгаковскую пьесу сразу несколькими ключами. Прежде всего это «Мастер и Маргарита», и спектакль смотрится как сеанс Воланда, устроенный им в театре-варьете, с целью - посмотреть на москвичей.  Дополнительно в роли "ключей" выступили Брехт и новая драма. Все это превратило пьесу в сатирико-политическое ревю с берлинской кабаретной музыкой 1920-30-х годов. Почти «Прощай, Берлин» Кристофера Ишервуда: «О, кабаре, о кабаре, о , кабаре…» и закат Веймарской республики.

В ревю нет единого сюжета, а кабаре – это музыкальные и танцевальные номера, маленькие скетчи, объединенные речами конферансье. У Серебренникова жанр спектакля балансирует между двумя разновидностями музыкального театра. Конферансье появляется только в прологе к спектаклю, а потом исчезает. Так как в  булгаковских текстах обычно много цитат из опер, Серебренников начинает пролог с эпиграфа – с куплетов Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». Фраза «Сатана там правит бал» - повторяется несколько раз.  А поскольку упоминается, что Зойкина квартира находится на Садовой, то в голове зрителя складывается некий образ Бала у Сатаны, но только без Мастера и Маргариты и с другими последствиями. Хотя и в знаменитом булгаковском романе звучит вопрос Маргариты: «А вот интересно, если вас придут арестовывать?» а спустя время, и спокойная констатация факта: «А это нас арестовывать идут» .

После пролога начинается программа кабаре в белом пространстве, «очерненном» видеоизображением. Видеоарт то напоминает модные в 1920-х геометрические фильмы, то вторгается огромными крупными планами, то представляет зрителям ракурс сверху, доступный только Богу.

В роли Зойки – актриса мюзиклов – Лика Рулла. Интересна судьба имени Зоя: будучи древнегреческим, оно редко встречалось на Руси, только среди монахинь, - но в начале 1920-х неожиданно стало одним из самых популярных среди новорожденных, как раз тогда появляется пьеса Булгакова.

Зойкина квартира – белый куб, выстроенный на сцене, где нет ничего лишнего. Белое-черно-серое пространство художника-минималиста Серебренникова вступает в диалог с режиссурой Серебренникова, тяготеющей в этом спектакле к избыточности и почти барочности. Костюмы тоже далеки от минимализма - 20-е годы, Follies Bergere и приметы современности. По сцене бродит старая балерина - рыжий дух квартиры – в виде «вечной женственности» –  гибрид соллогубовской Недотыкомки и Пины Бауш (Татьяна Кузнецова). Она, как чеховский Фирс, останется на сцене в конце спектакля, когда всех остальных арестуют бесчувственные юноши во фраках и желтых ботинках. Перефразируя название фильма Гай Германики, можно сказать: «Все умрут, а балет останется», ибо «балет в России – больше чем балет», и «Лебединым озером» заменялась не одна программа политических новостей.

В спектакле много забавных кабаретных номеров. Например, диалог Зои Денисовны Пельц и Аллы Вадимовны (чудесная Светлана Мамрешева), превращенный в медлительно-страстное танго. Смех вызывает явление Аметистова (Михаил Трухин), одетого как капуста, в которой каждый новый лист (наряд) имеет след политической принадлежности:  флаг России, георгиевская ленточка («Победа деда – моя победа»),  а на уровне "кочана" – футболка с портретом Путина. У Аметистова «документов полный карман» и, кстати, одна из его фамилий – Путинковский. Смешон и бизнесмен, товарищ Гусь (Алексей Кравченко), млеющий от видеоарта – образа обнаженной на диване, размером в зеркало сцены.  И вообще апокалиптически смешон мир, который делится на тех, кто прослушивает и на тех, кто ищет прослушки; где кокаин в разбавленном виде доставляется из милиции; где женщины торжествуют свою продажность, а китайские драконы материализуются после дозы морфия и где слова аристократа за роялем - Обольянинова в элегантном исполнении Алексея Девотченко: «Я играю, горничная на эстраде танцует, что происходит?» - попрежнему звучат современно.

В спектакле «Зойкина квартира» неукротимая фантазия Кирилла Серебренникова соединяет, казалось бы, несовместимое: классику и современность, минимализм и барокко, развлечение и политику, левых и правых, - и у него получается.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner