?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Опера композитора Сергея Невского - монолог св. Франциска (молодой английский контртенор Дэниэл Китинг-Робертс).  Монолог охватывает двухлетний период. Св. Франциск (1182-1226) ведет его с 1224 года, с момента обретения стигматов, во время празднования Воздвижения св. Креста на горе Alverna (географическое название горы –  Пенна), до 1226 – года смерти.

Св. Франциск поднимается на гору Alverna, на пути его мучают демоны, затем утешают птицы, и он молит Господа даровать ему “хотя бы малое предощущение того счастья. И пока он размышлял об этом, внезапно ангел явился ему в удивительной славе, держа в левой руке скрипку и смычок в правой. И Святой Франциск стоял, пораженный, а ангел один раз провел смычком по струнам скрипки. И душа Святого Франциска немедленно наполнилась сладостью звуков, так что его телесные чувства исчезли, и он почувствовал, как он позже рассказывал своим спутникам, что, если мелодия продолжится, то его душа покинет тело от этой невыразимой сладостности”.

Как было сказано (не могу отказать себе в удовольствии употребить красивое слово), во «флорилегии» (по простому – в антологии) св. Франциска: «ибо было предуготовано, что здесь должно Святому Франциску обновить Страсти нашего Господа Иисуса Христа в душе своей через любовь и сострадание, и в теле своем через священные знаки Святых Стигматов».

Позволю процитировать еще один отрывок из жизнеописания св. Франциска: “На следующий день – был Праздник Святого Креста – Святой Франциск молился перед рассветом в своей хижине. Обратив лицо свое к востоку, говорил он таковые слова: «О Господь Иисус Христос, о двух милостях прошу Тебя, прежде чем умру. Первая, чтобы при жизни я мог испытать, насколько возможно сие, телом и душой ту боль, которую Ты испытал в часы жестоких Страстей Своих, о сладчайший Господь. Вторая, чтобы в сердце своем смог я ощутить, насколько возможно сие, ту любовь, которая воспламенила Тебя, о Сын Божий, пострадать столь жестоко за нас грешных. И долгое время молясь так понял он, что Бог услышал его, и что, насколько возможно сие для земной твари, он получит то, о чем просил. Получив сие обетование, Святой Франциск стал благочестивейше размышлять о Страстях Христовых и о Его безграничном милосердии». 

Спектакль в Большом театре, к которому вышеприведенные тексты имеют прямое отношение, вырос из экспериментов, проводимых на фестивалях “Территория” и “Платформа”. Дирижер Теодор Курентзис – один из инициаторов проекта, певица Наталья Пшеничникова, композитор Сергей Невский, режиссер Кирилл Серебренников, дирижер Филипп Чижевский – все они участники фестивалей прошлых лет. Сергей Невский – куратор направления “музыка” на “Платформе”. Режиссер “Франциска” Владимир Бочаров участвовал в музыкальном проекте “Платформы” - “Транскрипция”. То есть, мы говорим о многолетнем и неслучайном соединении людей, о политике, направленной на модернизацию театра, во главе которой оказался Василий Бархатов со своей “Лабораторией современной оперы”.

“Франциск” – первая премьера “Лаборатории” на сцене Большого театра. Спектакль строится на статичности дальнего плана  - иконостаса с хором, музыкантами и чтецами, расположенными на трех разных уровнях, и двух музыкантов по бокам сцены, и подвижности на авансцене, которую почти не покидает св. Франциск. По краям сцены на экранах идет текст немецкого драматурга Клаудиуса Люнштедта, ибо опера поется на латыни, немецком и итальянском языках. Знаки препинания отсутствуют, и экранный текст льется единым потоком. Прозаические отрывки читают по-русски студенты школы-студии МХаТ. Сопрано Наталья Пшеничникова – исполняет собирательный образ – это и мать св. Франциско, которая забинтовывает его раны, и единомышленница - св. Клара, и донна Джакоба – поклонница идей св. Франциско, которая навестила его перед смерть и присутствовала при погребении.

Все видимые публике работники театра и исполнители, кроме солистов, - в одинаковых одеяниях некоего воображаемого ордена.IMG_5895 Не знаю случайно или нет, но в тот день, когда я смотрела спектакль, грим св. Франциска делал его носителем геномной патологии, выявленной доктором Джоном Дауном. Что сразу выстроило для меня ряд ассоциаций, возможно не имеющих никакого отношения к замыслу режиссера: св. Франциск превратился в больного – юродивого – сумасшедшего с большой дороги на гору Alverna.

В одном интервью Сергей Невский, как идеальный пример постановки современной оперы, приводит оперу Бернарда Ланга “Я ненавижу Моцарта”, срежиссированную австрийцем Михаэлем Штурмингером в Theater an der Wien в 2006 году. Идельной делало ее слияние режиссуры, разговора, пения и музыки. В спектакле Бочарова тоже все гармонично сливается. И так как монолог св. Франциска прочитывается через трагизм существования современного человека, излишняя жесткость декорации - металлической конструкции-клетки (каркасом и цветом, почему-то напоминающей оформление художника Давида Боровского к спектаклю “Дом на набережной”), не смущает.

   IMG_5896

В финале герой уползает по деревянной дороге, ведущей вверх к небу, но обывающейся на полпути. Если еще раз обратиться к интервью Сергея Невского, то он писал о том, что “самая дорогая вещь в опере, как ни странно, не певцы, а свет”. Не знаю, самая ли дорогая, но то, что одна из самых важных, не сомневаюсь. Вспоминается “Тоска” в постановке Люка Бонди, которую я недавно слушала и смотрела в Метрополитен опере, где художником по костюмам была Милена Канонеро (которая делала с Кубриком “Заводной апельсин”), а художником по свету – великий Макс Келлер. Я не знаю, что на меня произвело большее впечатление – ария Каварадосси, или медленный восход солнца, срежиссированный Максом Келлером, во время которого эта самая ария Каварадосси звучит. Так вот, свет Сергея Шевченко в “Франциске” – почти герой спектакля. И, если о задачах декорации и костюмов в спектакле "Франциск" догадываешься, то свет - чувствуешь. Для человека, недостаточно посвященного в современную музыку, каким являюсь я, зрелище это более завораживающее, нежели понятное. Кажется, чтобы "дойти до самой сути" спектакль необходимо посмотреть два раза или нужно знать текст оперы, чтобы не отвлекаться на чтение титров.


Св. Франциск Ассизский умер, читая 141 псалом, где говорится о том, что никто не признает молящегося, не заботится о его душе, и он просит Господа: “выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое”. В православной традиции праздник Воздвижения св. Креста, когда св. Франциск обретает стигматы (с чего начинается опера Сергея Невского) отмечается 14 (27) сентября. Крест остается на амвоне церкви до 4 октября. Премьера оперы на новой сцене Большого театра проходит в эти же дни, что только подчеркивает религиозный смысл произведения.

Анализом человеческого и божественного в образе св. Франциска Ассизского неоднократно занималось итальянское кино, о котором я понимаю больше, чем о современной опере. Я помню несколько фильмов о св. Франциске – Росселини “Франциск, шут Божий” (у нас переводят, “Менестрель Божий”) (1950), Джеффирелли “Брат Солнце, сестра Луна” (1972) и Лилианны Кавани “Франциск” (1989). Нужно пересмотреть.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner