?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня Ксения Щербакова –студентка школы-студии МХТ пригласила меня на спектакль “Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским” в новом здании “Мемориала” в Каретном ряду, д.5. Спектакль поставлен ученицей Кирилла Серебренникова - Евгенией Беркович по записям Фриды Вигдоровой с судебного процесса над Бродским и по его “Школьной антологии” 1969 года. Исполнители – студенты школы-студии МХТ и К.

“Человек, который не работал” – это театр.док, оперирующий архивными документами; исторический вербатим, зафиксированный Вигдоровой, спектакль, сознательно отстраненный: без политизирования, без конфликта и даже без эмоций. Здесь нет указательного пальца, направленного из современности (где Бродский – Нобелевский лауреат) в прошлое (где он – тунеядец). Это почти ролевая игра, мир которой полон сюрреалистических ситуаций, и к ним (по условиям задачи) необходимо относиться с аналитическим хладнокровием и серьезом.

Тексты Бродского разбросаны между исполнителями. Образ Поэта, как когда-то Маяковского в Театре на Таганке в спектакле “Послушайте”, создают несколько актеров. Играя в Бродского, режиссер выявляет и разные черты поэта и его моцартианскую природу. Спектакль вырастает из школьного урока по русскому языку, где педагог (Анна Шмитько) проводит диктант на тему поэзии Бродского. Предпринятое путешествие в обратно обнажает сюрреализм прошлого. Школа, при нынешнем “гай-германизированном” к ней отношении, органично превращается в суд, а педагог - в обвинителя

   IMG_6124               
  IMG_6132

Беркович добивается изящной легкости перехода от темы к теме, от прозы документа к поэзии,  от современности к 1961-ому году,  от залитых светом школьных сцен к сумрачному, временами освещенному, как мир вампиров (свет А. Сазонов) пространству суда.

   IMG_6127

Монтаж различных текстов (школа, суд, стихи) органичен. Современные фразы “выложу на страничке”, “ПТУ или, как это сейчас называется” не звучат чужеродно в сценах из прошлого. У актеров - спонтанность и естественность временных и пространственных переходов. Одни и те же актеры играют и поэта, и обвинителей. Коллектив обвинителей проявляется в синхронности, личность поэта – в спонтанности. Вместо развязки режиссер предлагает балет, единственный выход из абсурдной ситуации. Кажется, что ключ к постановке был найден Беркович в организации спектакля как социальной сети с отсутствием границ и постоянным перетеканием информации.

Публичное чтение стихов – задача не из простых. Актерское чтение часто убивает ритм автора. Актеры стараются, но работа над стихом требует не только чувства или отношения, но соблюдения знаков препинания и "строфирования". Кому-то, как Ксении Щербаковой, это удается лучше, кому-то сложнее, но не сомневаюсь, что все получится. Эта студенческая работа нуждается во встречах с публикой. В “Мемориал” на спектакль “Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским” стоит пойти тому, кто любит театр, поэзию Бродского и молодых актеров, которые играют, чтобы играть, и в игре узнают, что было, что есть, что будет.

Comments

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner