?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Великий сценарист как посредственный иллюстратор. Знаменитый режиссер как хваткий менеджер. Хорошие актеры как посредственные танцовщики.  Фильм «Анна Каренина» как гламурная иллюстрация к дайджесту романа. Однако, нехорошо начинать с явной «тайной недоброжелательности». Лучше начинать по порядку.

Не найдя место для съемок фильма в России или в Англии, режиссер решил упростить задачу и снимать «Анну Каренину» как театральный спектакль.  Театр построили на одной из Шеппертон студий. Шеппертон - пространство с памятью места. Здесь Кэрол Рид снимал «Третьего человека» (1949) и «Оливер» (1968) Ридли Скотт - «Чужого» (1979), Давид Линч «Человека-слона», Дзефирелли «Гамлета», а Скорсезе «Хранителя времени»

          Том Стоппард был удивлен решению Джо Райта. Вероятно, идея показать роман через театр не была заранее продуманным замыслом, а возникла от безысходности. И так как роман оказался русским, то к театру режиссер прибавил балет  - как самое русское из всех сценических искусств. Хореографом пригласил авангардного бельгийского танцовщика Сиди Ларби Шеркауи. Шеркауи поставил «Анну Каренину», как визуальную симфонию рук, что позволило снимать фильм на крупных и средних планах и без фона, а может это и было задачей, ибо позволяло избегать требующих фона (а значит, и дополнительных затрат) дальних планов. Великий Фред Астер не любил, когда танец снимала подвижная камера. Он говорил: «Танцует только один из нас: или я, или камера». У Джо Райта танцует все и люди, и камера.  В сцене бала Китти в белом платье и Анна в черном смотрятся как Одетта и Одиллия из «Лебединого озера». Что не сказано словами или образами, в фильме договаривается движением. Конечно, танец может быть метафорой и любви, и секса, и страстного дуэта, как «Последнее танго в Париже», поэтому мое злопыхательство совершенно неуместно.

Кроме балета, на фильм Джо Райта «Анна Каренина» оказали серьезное влияние два блюда русской кухни: салат «Оливье» и винегрет. Думаю, что из «туманного Альбиона» они выглядят очень русскими. Если нарезать фильм на клипы, придать марионеточность движений некоторым героям (у режиссера была идея, что слуги управляют движениями аристократов, которые самостоятельно не могут двигаться), игрушечный поезд использовать как настоящий, в одной панораме сменить несколько мест действий, заставить собаку портить воздух во время концерта, а кого-то сморкаться во время объяснения Китти и Вронского, Стивины ноги положить на стол, на пожарном занавесе написать по-русски «противопожарный занавес», крестьянку одеть в костюм суриковской «Боярыни Морозовой», а волосы Анны разметать по подушке как на картине Караваджо «Горгона Медуза», и все это заправить песней «Во поле березка стояла» - то получится фильм-оливье или винегрет, который переварит желудок как кинозрителей, одержимых постмодернистским желанием rewriting, rereading, rethinking, так и неофитов, впервые столкнувшихся с толстовским романом.  А такие есть не только за пределами нашей родины, но и в ней самой. Год назад в книжном магазине аэропорта Шереметьево я подслушала разговор двух длинноногих девушек. Одна советовала другой прочесть «Анну Каренину»: «Тебе лететь 9 часов, купи книгу, говорят, хороший роман». «Не хочу, бойфренд смотрел старый фильм и сказал, что он плохо кончается и я расстроюсь».

Джо Райт часто работает с художницами Сарой Гринвуд и Кэти Спенсер, которые делали декорации и для «Шерлока Холмса» Гая Ричи. «Анне Карениной» они ледуют задаче, поставленной режиссером: «сделайте мне красиво» и основывают мир фильма на шедеврах русской и мировой живописи. В одной из сцен на экране оживает картина Перова «Охотники на привале». Я невольно вспомнила чудное двустишье из цикла «Прогулка по Третьяковской галерее» замечательного художника Эрика Первухина:
           «Три охотника в лесу
             вспоминают колбасу».

В «Анне Карениной»  все было бы совсем грустно, если бы не актеры, которые работают вне концепции театральности, и не магнетически мимикрирующее лицо Киры Найтли, у которой даже движение ресниц выражает чувство.

А может быть, это очень хороший фильм, и я просто злая и завистливая.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
avmakarov
Jan. 21st, 2013 07:38 am (UTC)
В название поста закралась ошибка?
marizzetta
Jan. 21st, 2013 09:08 am (UTC)
А я шла на фильм с ТАКИМ предубеждением,а мне ТАК понравилось. Давно не видела такого блистательного фильма.
jimtonik
Jan. 21st, 2013 11:39 am (UTC)
... да, Вы действительно, милая дама, "злая и завистливая"!! ---------- ?(хотя фильма я еще не смотрел)=
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner