?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Berlinale 2013

Еще о четырех фильмах фестиваля. Пишу уже не в порядке просмотров, а врассыпную.

«Вики и Фло видели медведя».

Название фильма вызвало у меня в голове строки из Чуковского: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперед». Денис Коте – автор фильма «Вики и Фло видели медведя» – монреальский критик, ставший режиссером. На фоне его же «Бестиария» «Вики и Фло» кажется простым фильмом, но простота его мнимая, ибо это картина, снятая как-то «задом наперед».

Подросток-бойскаут фальшиво играет на трубе популярную французскую песенку 17 века «Frere Jacque” (по-англ. «Брат Джон»). 61-летняя Виктория отпущенная из тюрьмы, где она отбывала пожизненное наказание за неизвестное преступление, отказывается платить за плохую музыку. Оставшийся срок Виктории разрешено провести вне тюрьмы, но под постоянным контролем полиции. Вики приезжает к дяде Эмилю в его дом, затерянный в квебекском лесу. Дядя Эмиль - благородный белобородый старик, больной диабетом, неподвижный и прикованный к инвалидному креслу.  Полицейский Гиллиам, пунктуальный  и настойчивый в исполнении своих обязанностей, постоянно навещает Вики. К ней приезжает сокамерница и возлюбленная – Флоренс. Неподалеку живет Марина – загадочный персонаж, почти ходячая метафора – обаятельная смерть.  Если ее обаяние появляется вместе с ней в первой же сцене, но проявление второго качества заставляет себя ждать. Режиссер не представляет зрителю своих героев в подробностях. Он скорее недоговаривает и темнит, потому что желание узнать правду удерживает зрителя в зале и в напряжении.

Черный юмор и мелодрама, Эрос и Танатос – бродят по лесу вместе с героинями. Последние, в конце концов умирают в медвежьих капканах, разметанными по разные стороны заброшенной дороги и всматривающимися в верхушки деревьев, проткнувших дождливое небо

Перед смертью Вики и Фло сюжет закольцуется вторым пришествием мальчика с трубой. Он деликатно поинтересуется у умирающей в капкане Вики, правильно ли теперь он исполняет знаменитую мелодию. Дождется ответа и уйдет. А камера посмотрит ему вслед: на куртке мальчика точкой под воображаемым восклицательным знаком появится красный от уверенности в своей правоте, кленовый листок Канады, и никакой свободы Квебеку, откуда режиссер родом. Может быть, у дяди Эмиля был диабет от злоупотребления сладким кленовым сиропом?

«Золото»

Немецкий фильм, участвующий в конкурсе, -  «Золото» берлинского режиссера Томаса Арслана. История немецких переселенцев, которые меняют Америку на северо-западную Канаду, где нашли золото. Фильм снимается на натуре в пейзажах, не покоренных людьми и не нуждающихся в исторических костюмах. Качественный, красивый фильм, воскрешающий эпоху «золотой лихорадки». Поток ассоциаций в связи с «Золотом» простирается от кулешовского «По закону» до «Фицкаральдо» Вернера Герцога. Новостей в фильме практически нет, хотя то, что центром «золотолихорадочного» сюжета становится сильная женщина, лишает его окончательной вторичности, а нужно сказать, что женская тема – одна из самых заметных на Берлинале 2013.

«Монахиня»

laquo;Монахиня» французского режиссера Гиллиама Никлу – очень современная интерпретация Дидро. Темы нетерпимости, беззащитности личности в мире коллектива и закона, религии, эмиграции, бедности - по-прежнему актуальны. После «Монахини» думается о том, что любые общественные институты не бывают сами по себе плохими или хорошими, а приобретают ту или иную форму, в зависимости от людей, которые оказываются во главе их

«Монахиня» вписывается в ряд работ о проблемах подрастающего поколения или в череду французских картин о закрытых школах, интернатах и других местах принудительного пребывания подростков, в которых открытость и искренность юного поколения сталкивается с коррумпированным миром взрослых. Об этом фильмы Жана Виго «Ноль за поведение» или Франсуа Трюффо «400 ударов» (называю только два самых известных).

Исповедальная искренность молодой актрисы Полин Этьенн (Pauline Etienne) требует сравнения с Рене Фальконетти из «Страстей Жанны д’Арк» Дрейера. Обе актрисы создают незабываемые образы героинь беззащитных и уверенных в своем праве на свободу.   

«Лейла Фурье»

«Лейла Фурье» - фильм режиссера Пии Марэ. Она родилась в Иоганнесбурге, жила и училась в разных европейских странах. Ее фильм о том, как Лейла - молодая негритянская мать-одиночка из Иоганнесбурга ищет работу и получает должность человека, проверяющего потенциальных сотрудников казино на детекторе лжи. Ночью, по дороге на новое место, куда она едет с Кейном, своим 7-летним сыном, Лейла сбивает человека. Смертельно раненный, он умирает у ограды госпиталя. Выбросив тело на помойку, смыв кровь и отремонтировав машину, честная Лейла начинает врать. Социальное кино, хорошо сделанное, с выстроенным сюжетом, в котором много ярких драматических поворотов, а финал выдает режиссерское желание-кентавр: быть честной по отношению к героям и ситуации и создать правдоподобный happy end. Достойное исполнение Рейны Кембелл (Rayna Campbell) и по-детски наивный и по-взрослому хитрый Рапуле Хендрикс (Rapule Hendricks) – 7-летний Кейн.

Предварительные итоги.

Если бы конкурс состоял только из увиденных мною фильмов, то я распределила бы награды следующим образом:

лучший фильм – «Рай: Надежда» Ульриха Зайдля;

лучший актер – 7-летий Рапуле Хендрикс;

лучшая актриса -  Полин Этьенн – Симона из «Монахини». С ней может конкурировать Паулина Гарсия (Paulina Garcia) из «Глории», и наверняка, жюри склонится к ее кандидатуре или к Рейне Кембелл (по политическим причинам), но не к начинающей актрисе, потому что лучше провожать с музыкой, чем встречать с ней. «У молодых многое впереди, и нет сомнений, что у Полин Этьенн будет много красных дорожек и наград»,  - так мне кажется, будут рассуждать уважаемые судьи. Но я не видела остальных фильмов, и может быть, еще окажутся сюрпризы. Хотя не сомневаюсь, что Зайдлю за фильм «Рай: Надежда» наград не дадут, он их и так много получил.

«Наталья»

В начале первого ночи, после фильма «Лейла Фурье» я возвращалась на метро. Вместе со мной в вагон вошла пожилая пара. Он – похожий на всех пожилых мужчин. Она – рыжая, живая, в оранжевой юбке, выглядывающей из-под искусственной шубы. Он с бумажным стаканом чая. Она – с маленькой красной рюмкой вина. Они сели друг напротив друга и продолжали разговаривать по-английски. Вернее, говорила только она с легким, трудноопределяемым акцентом. Он молчал. Она говорила о том, что любит фестиваль, но, что он длится слишком долго – целых десять дней, что она любит смотреть фильмы из разных стран, потому что ей кажется - она путешествует, что она успела посмотреть два русских и два греческих фильма, что в них – есть поэзия и грусть и что сейчас она возвращается с фильма «Метаморфозы».

На одной из остановок, мужчина простился и вышел. Она кивнула и тут же обратилась к собаке, с которой сидела молодая пара. Собака не ответила. Тогда рыжая женщина подняла глубокие серо-зеленые глаза, увеличенные толстыми стеклами очков, и спросила молодых на каком языке они разговаривают.

«На польском», -  нелюбезно ответили подвыпившие молодые.

«А на русском?» - спросила рыжая женщина.

«Найн» - по-немецки ответили молодые.

В этот момент я подсела к рыжей женщине и сказала, что я говорю по-русски. Она, не спросив меня ни о чем, тут же начала рассказывать о себе.

В ней было очарование и легкомысленность, и слушать ее было приятно. Ее русский был засахаренным, как киевское варенье, она употребляла редкие слова, иногда что-то вставляла по-немецки. Оказалось, что она – дочь пианистки из Киева (наверное, поэтому я подумала о варенье), которая во время войны оказалась в Германии, что ее отец был переводчиком, так родители познакомились. Слово «переводчик» рыжая женщина произнесла по-немецки, и это было их тех немногих немецких слов, которые я знала. Потом она сменила тему и сказала, что не любит мужчин, которые любят стрелять.

«Мы им рожаем, а они стреляют.  В «Метаморфозах» - продолжала она, - показана такая красота: Урал, река, а люди туда разную грязь сливают, и очистить это уже нельзя, это навсегда». (Слог «да» в слове «навсегда» рыжая женщина выделила и получилось утверждение). Люди хотят только деньги, а потом - Хиросима, Фукусима, Чернобыль»... Тут она опять сменила тему:

«В мае я еду в Киев посмотреть, где жила моя мама. Мне сейчас хорошо, и она там, на небе, радуется, что я говорю по-русски. Я люблю читать: Достоевский, Чехов, «Дама с собачкой», - она посмотрела на молчащую собаку напротив, - но моя собака была маленькой, как и чеховская…».

Мы подъезжали к моей остановке. Я встала. Рыжая женщина впервые посмотрела мне в глаза и произнесла:

«Меня зовут Наталья. А вас?»

«Галина» - ответила я, простилась и вышла, и я знаю, что эту рыжую женщину я больше никогда не увижу и никогда не забуду.  Еще мне кажется, что я не забуду и то, как Полин Этьенн играла в «Монахине».

Tags:

Profile

starkino
starkino

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner