?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иногда я думаю: почему все пошлО именно так, как пошло (здесь все равно, где ударять)?  Этот риторический вопрос обращен к американскому кино конца 1960-х-начала 1970-х годов. Те, кто сегодня дирижируют Голливудом, начинали именно тогда. Сделав первые шаги на ТВ, они оказались в кино и сняли ряд важных для мира фильмов. Один из этих фильмов -  «Пять легких пьес» (1970) Боба Рафелсона (Bob Rafelson). Рафелсон -  из киношной семьи. Его дядя написал сценарий «Певца джаза» - первого американского звукового фильма, работал с Любичем. Этим объясняется относительная легкость вхождения Рафелсона в киномир.

«Пять легких пьес» - его второй фильм. Это роуд муви. Главный герой – Robert Eroica Dupea (Джек Николсон), названный Робертом - в честь автора и Eroica - в честь Третьей (Героической) Симфонии Бетховена, в то же время носит фамилию «Дупи», что созвучно с польским словом «задница».

Роберт – типичный герой 1960-х, потерянный в быстро меняющемся мире. Его отец – великий музыкант, воспитывал детей-музыкантов на островах Сан-Хуан, подальше от цивилизации, которая в то время бегом неслась в рай потребления.  Роберт бежит от музыки и от отца на юг, в Калифорнию, где живет в маленькой квартире с плюшевым ковром, на котором изображен Джон Кеннеди, работает на нефтяных «кузнечиках», живет с официанткой – владелицей мини-платья розового цвета, пьет пиво, играет в гольф и не находит места в жизни. Узнав почти одновременно о беременности своей девушки и об инсульте отца, распятый между заканчивающейся и зарождающейся жизнями, он решает вернуться домой. Но у Robert Eroica Dupea нет героизма, да и героизм его никому не нужен. Одна из важнейших сцен фильм –разговор Роберта с отцом. Роберт пытается объяснить, что с ним происходит, где он потерялся. Он обращается к отцу, прекрасно зная, что после двух инсультов тот ничего не слышит и не понимает. Сцена странным образом напоминает монолог Подсекальникова из пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца». Решающийся на самоубийство Семен Семенович обращается к случайному мальчику с вопросом о смысле жизни, о «быть или не быть», о «тик или так», но выясняется, что мальчик ничего не слышит, потому что он глухонемой.

Проводя своего героя через разные круги американского общества – от рабочих до университетских интеллектуалов, Райфелсон показывает разочарование в современной ему Америке, и его герой, вновь покидая отцовский дом вместе с нелюбимой и чужой женщиной, останавливается на бензозаправке. Красный цвет доминирует в кадре. Боб заходит в туалет, а жизнь в это время заходит в тупик. Роберт смотрит на себя в зеркало внимательным взглядом – кадр, на киноязыке равный монологу «быть или не быть». Режиссер сознательно снижает (до уровня фамилии героя) пространство, где произносится важнейший диалог героя с самим собой.  Решение принято, хотя это вовсе и не решение, а новый побег. Выйдя из отхожего места Роберт садится в красную машину и едет туда, где по словам увозящего его шофера: «холодно, как в аду». По соседству с заправкой стоит забегаловка «Red Rooster», и в голове зрителя фоном невольно звучат слова старого блюза, который в середине 1960-х исполнила группа The Rolling Stones:
If you see my little red rooster
Please, drive him home
If you see my little red rooster
Please, drive him home
Ain't had no peace in the farm yard
Since my little red rooster's been gone

По закону роуд муви, фильм нанизывает как на шомпур, сцены из жизни молодого человека, мелькают люди и пространства, сталкиваются представители разных поколений (одна из самых смешных и печальных сцен – заказ омлета в придорожном ресторане и неспособность Роберта и стареющей официантки понять друг друга даже в таком простом вопросе). Это был фильм-роман, на редкость деликатный в постановке сложных психологических, философских и социальных вопросов, неразрешимых и трагических, как все вопросы, на которые невозможно дать ответ.  И кому это все мешало…

Profile

starkino
starkino

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner