starkino (starkino) wrote,
starkino
starkino

Categories:

Автор: Карамазовы. Название: «История Государства Российского».

          Как «Святилище» Фолкнера стало основой для «Груза-200», так «Братья Карамазовы» - для спектакля Константина Богомолова. Оператор фильмов А. Балабанова «Груз-200», «Морфий», «Кочегар» - Александр Симонов руководит работой камер в спектакле. Ассоциация с Балабановым – не случайна, как не случайна ассоциация с Ларсом фон Триером или со спектаклем «Гамлет» в Гоголь-центре (постановка Давида Бобе).

          Мраморный черный крематорий, выросший на сцене МХаТа (худ. Лариса Ломакина)– это и пост-апокалиптический мир Богомолова, и названных режиссеров, фильмов и спектаклей. Экраны - катафалки, солярий – гроб, а унитазы -могильные памятники («Фонтан» Дюшама отдыхает), а герои – кочегары, сжигающие последние надежды. В этом мире не просто лопухи вырастают на могилах,  о чем говорили герои Достоевского, в этом мире кладбищенские лопухи срывают, чтоб подтереться после испражнений.

          Кто-то брюзжит: «Это не Достоевский» или раздражается: «Почему это не только Достоевский»? Зачем Высоцкий, «Калинка», Тия Дивайн с «Жаждой наслаждений» и т.д., зачем режиссер фарширует классика? Да, Богомолов использует не только тексты Достоевского, но ведь даже Чайковский в 4-ую симфонию зачем-то вставляет «Во поле березка стояла», а в Струнный квартет n1 – песню «Сидел Ваня на диване». Богомолову тесно внутри романа, желтые призраки карамазовщины и хохломских карамазовых, вероятно, так нагло стучались в сны режиссера, что не впустить их было невозможно.

          Как у Чехова в «Вишневом саде» (про который Мейерхольд писал, что Станиславский не понял пьесу, не понял, что в в последнем акте на сцену входит Ужас), герои имеют двойников, так и у Богомолова: у героев есть доппельгангеры: Федор Карамазов – Черт (И. Миркурбанов), Старец Зосима – Смердяков (В. Вержбицкий), Алеша – Лизавета Смердящая (Р.Хайруллина). И также, как у Чехова, только в самом начале спектакля, у Богомолова входит на сцену Ужас.

     Мхатовские «Карамазовы» состоят из глав-монологов: Федора (И.Миркурбанов), Дмитрия (Ф. Янковский), Алеши (Р. Хайруллина), Ивана (А. Кравченко) и Смердякова (В; Вержбицкий). Структура - почти как в фильме Висконти «Рокко и его братья». Монологи эти ведутся в присутствии разнообразных слушателей. Как в комиксах филактеры, так и в монологах названных геров есть словесные или визуальные пузыри – реплики свидетелей монологов. Философско-музыкальная кода отдана Черту (в девичестве, Федору Карамазову). Песней «Я люблю тебя жизнь… я люблю тебя снова и снова…», которую не поет, а вырубает из себя Черт (И. Миркурбанов) заканчивается спектакль.

          Хочется найти правильное определение стилю мхатовских «Карамазовых»: гиньоль, анти-мистерия, трагический фарс… Все это близко, однако не точно определяет спектакль. В нем «русский дух» смешался со сказками братьев Гримм, экзистенциализм Сартра с попсой, «Носороги» Ионеско со Скотским ТВ, «Заводной апельсин» Кубрика с soft porno... И обо всем об этом можно сказать, перефразировав знаменитые слова: «Все мы вышли из… «Бобка» Достоевского.

     В кино есть так называемый ракурс из могилы, например, его использует Дрейер в фильме «Вампиры», иногда этот ракурс еще называют точкой зрения червяка. Так вот, спектакль «Карамазовы» - о мире, увиденном с точки зрения червяка. У Дмитрия Карамазова даже есть фраза, что на том свете его и отцовы «черви почеломкаются». Одним словом, все как у Георгия Иванова в стихотворении 1930-го года:
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

P.S. Замечательные актерские работы (все). Нерукотворный И. Миркурбанов. Я когда-то видела его в «Гешере», в спектакле Е. Арье «Идиот», тоже по Достоевскому, нетрудно догадаться, что Миркурбанов играл Рогожина.

P.S.S. Это только начало разговора, спектакль не менее сложный, чем роман Достоевского. 
Tags: "Карамазовы". МХАТ, МХАТ, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment