?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По героям этот фильм близок к французской «новой волне», а по стилистике в нем есть что-то от документальной манеры советских фильмов 1920-х-1930-х годов: психологизм В. Пудовкина и поэтизация обыденного А. Довженко. Фильм «Страннее, чем в раю» - это хорошо сконструированный поэтический неореализм. План- эпизод; черно-белая пленка, создающая эффект документа; камера, не сопровождающая героев и позволяющая им удаляться из поля зрения, как в фильмах Ясуджиру Одзу; неспешность разорванного повествования, которое лигуется музыкой, переходящей из сцены в сцену через затемнение; непрофессиональные актеры – вот краткое описание заметных приемов Джармуша.

Этот фильм – character study –вид художественного изучения реальности, в котором герой важнее сюжета, т.е раскрытие характера героя и есть развитие сюжета. Интересно, что, несмотря на наличие дороги, этот фильм не является road movie, ибо жанр предполагает обретение какого-то знания в пути, что в фильме не происходит. Сюжет этого фильм – рождение и смерть человеческой близости трех людей, которые бегут от себя, через бегство от пространства. В фильме происходит смена места без изменения героев. О своих героях Джармуш говорил в книге интервью, что они не интеллектуалы и поэтому «Страннее, чем в раю» - не экзистенциальный фильм.

Эта вторая картина Джармуша выросла из короткометражки о венгерских эмигрантах в США - «Новый Мир» (которая иногда переводится на русский «Новый Свет», что неправильно – потому что в названии иронически цитируется название романа-антиутопии Хаксли Brave New World – «Прекрасный новый мир»). Сопродюсером короткометражки была кинокомпания Вима Вендерса Gray City Films. Позднее Джармуш выкупил фильм у этой компании и снял полнометражную картину с помощью немецкого продюсера Отто Крокенбергера. Фильм снимался на деньги немецкого телевидения, которое в те годы поддерживало Новое немецкое кино.

В названии «Страннее, чем в раю», слово «рай» - заменяет слово Америка.  У Джармуша Америка - не сюжетоносная, как в Голливудских фильмах, не типичная, не рейгановская, не страна модных в те годы яппи, но вместе с тем - Америка существующая. Джармуш показывает негероических героев (которые всегда существовали в американской литературе, но не часто удостаивались чести попадать на экран) и дает им проявиться в бессюжетной истории.

Особенность документальной манеры Джармуша состоит в том, что негероических героев играют не профессиональные актеры, а его друзья, известные люди - чаще всего, музыканты. Каждый из них расширяет характер Вилли, Эвы или Эдди за счет своей внеэкранной личности.  Джармуш писал сценарий «Страннее, чем в раю» в расчете на конкретных исполнителей и разрешал им импровизировать от имени персонажа.

Хипстера Вилли играет известный музыкант Джон Лури создатель джазовой группы The Lounge Lizards. Шестнадцатилетнюю эмигрантку из Венгрии Эву - Эстер Балинт – дочь Стефана Балинта - основателя Squat Theater Company - авангардного Нью Йоркского театра, эмигрировавшего из Будапешта. Этим театром восхищались Фассбиндер, Сюзанн Зонтаг, Питер Селлерс и др. Действие в спектаклях этого театра обычно начиналось с кинофильма, потом переходило в зал, а оттуда на улицу. То, что происходило на улице, можно было наблюдать через большое окно в театре, и прохожие оказывались героями спектакля. Джармуш часто посещал этот театр – важное место для нью-йоркской культуры конца 1970-х-начала 1980-х годов. В этом театре  в начале 1980-х играла группа Джона Лури, так что Лурие и Эстер Балинт были знакомы до начала работы. Третьего героя Эдди играл Ричард Эдсон, тоже известный музыкант, ударник легендарной рок-группы Sonic Youth. Своим участием в фильме Джармуша они новую поэтическую, но фиктивную реальность, оживающую под ностальгические звуки Screamin' Jay Hawkins "I Put a Spell On You (1956). Кстати, Screamin' Jay Hawkins, как и Джармуш родился в штате Огайо.

Profile

starkino
starkino

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner