?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня я попала в Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца. Здание в псевдовизантийском стиле, переосмысляющем архитектуру Софии Константинопольской и Софии Киевской, построил инженер и архитектор Василий Косяков. В Петербурге сохранилось много созданных им церквей.



 

В 1902 году первый молебен на месте строительства отслужил Иоанн Кронштадтский. Осветили собор в 1913 – в год трехсотлетия династии Романовых.

Для своего времени это была невероятно современная постройка – использование бетона, электричество, автономная система отопления, пылесосная станция, вентиляция… Внутри собора помещалось 3000 молящихся.




На фасадах мозаичные изображения святых и Божьей Матери. Эскизы художника Фомы Райляна, созданные под сильным влиянием Васнецова, с которым он работал в Варшаве. Именно Васнецов привнес стиль модерн в религиозный интерьер – во Владимирском соборе в Киеве.


     


Мозаику выполняла мастерская Фроловых, потомственных мозаичистов, которые, среди прочего, оформляли Храм Спаса на крови, особняк Рябушинского в Москве на Никитской, церковь Св. Духа в Талашкино (о которой я недавно писала в ФБ) и метро Маяковская и Новокузнецкая (по эскизам Дейнеки).

То, что я увидела сегодня – это соединение старой и современной религиозной живописи.


                   


Когда в ходе реставрации раскрыли оригинальные фрески, глазам мастеров предстала редкая стилистическая неоднородность: византийский стиль, ранний Ренессанс и модерн. Византия и Ренессанс – в лицах святых, модерн – в одеждах и орнаментах. Среди открытий, которые были сделаны в ходе реставрационных работ, - установление авторства двух фресок в алтарной части – Благовещение. Слева – Архангел Гавриил, справа – Богоматерь. Их создал Петров-Водкин.

Я не знала, что мне предстоит увидеть на Якорной площади города, а поэтому увиденное произвело на неподготовленную душу мощное и печальное впечатление. Печаль идет от двух сюжетов, связанных с собором. Важная часть его интерьера – черные мраморные доски с именами моряков, погибших в российских войнах. В советское время эти доски содрали со стен и использовали в хозяйственных целях.


             
С 1929 года храм был закрыт, превращен в кинотеатр, а потом в клуб. Алтарные иконы уничтожили, фрески заштукатурили. В таком виде собор простоял на начала 2000-х. Реставрационные работы велись до 2013 года.  «Страшно, аж жуть…»

Profile

starkino
starkino

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner