starkino (starkino) wrote,
starkino
starkino

Category:

«Высоцкий. Спасибо, что живой».

20 ноября 2011 в просмотровом зале «Мосфильма» состоялся предпремьерный показ кинофильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». В гостях у создателей картины были пять человек, знавших Владимира Высоцкого лично. Вместе с Валерием Золотухиным, Людмилой Абрамовой, Александром Миттой, Вениамином Смеховым, этой чести была удостоена и я. Хочу поделиться впечатлениями от просмотра и не только как профессиональный киновед. Начну с того, как именно во времена действия фильма (в 1979 году) Высоцкий превратился в моей жизни из мифического персонажа в реального человека, а закончу тем, что я думаю о фильме.

В феврале 1979 года я, студентка 2-го курса Ленинградского института театра, музыки и кино, пришла на трехмесячную театроведческую практику в театр на Таганке. И, кроме радости сидеть на репетициях в лучшем театре СССР, я очень гордилась тем, что сам Ю.П.Любимов получал за меня 10% надбавки к зарплате. В театре работали над новым спектаклем – «Преступление и наказание». Высоцкий только что вернулся из самовольной поездки по США и начал репетировать Свидригайлова. Я ходила на все репетиции и спектакли и вела  дневник, как положено хорошей студентке. В нем остались стенографические записи, робкий студенческий анализ и разбор спектаклей, но я хочу рассказать только о личных контактах.

Как жена актера, сегодня я знаю, что актеры играют «на своих душах», как музыканты на инструментах, а поэтому отзываются на все, что возбуждает нервную систему. В те годы в театрах, за кулисами, незнакомые люди появлялись редко, каждый был на виду и на учете. Каждое новое симпатичное лицо, появлявшееся на репетициях в театре, вызывало живой интерес. Особенно у лиц мужского пола.

Так произошло со мной и с некоторыми другими 18-20 летними девушками, по разным причинам, оказавшимися на Таганке в конце 1970-х. Высоцкий был одним из самых отзывчивых на молодую энергию и на молодые лица, и в этом не было ни коварства соблазнителя, ни актерского кокетства, ни вульгарной пошлости. Может быть, так положено поэту: желание продлить свою молодость рядом с молодостью других. Вернуться туда, куда попасть уже нельзя. Если же он, действительно, чувствовал, что жить ему оставалось совсем недолго, то можно сказать: увлекаясь молодыми, он очень хотел остаться живым в памяти другого поколении.

Высоцкий пригласил меня на концерт, куда я отправилась, захватив в качестве «бодигарда» моего 14-летнего брата Женю. Потом было еще несколько коротких разговоров с Владимиром Семеновичем в театре, а летом 1979 года на улице Герцена около меня притормозил «Мерседес», за рулем которого сидел Высоцкий, а на заднем сидении  - Валерий Янклович – администратор «Таганки» и лично ВВС (в фильме его некоторое подобие сыграл Максим Леонидов). Я села. Меня приглашали слетать в Узбекистан на концерт Высоцкого. Я отказалась. Машина остановилась у Моссовета (нынешняя мэрия). Выходя, Высоцкий, шутя, бросил Янкловичу: «Не выпускай ее». Но я ушла.

В мае 1980 года я стала женой любимого человека – Вениамина Смехова. Я видела Высоцкого на сцене на последних июльских спектаклях «Гамлет». А 26 июля, назавтра после смерти, он лежал дома, и это был первый мертвый человек в моей жизни. Зачем я все это рассказываю? Чтобы объяснить особую личную необъективность восприятия фильма «Спасибо, что живой», ибо для меня случился мистический акт «возвращения».

Первый вопрос, который интригует всех непосвященных в производственный процесс: кто играет Высоцкого? Мне кажется, что этот «секрет» тоже мистического происхождения и было бы лучше, если бы он остался тайной. Любимов в своих спектаклях о Пушкине и о Маяковском не хотел, чтобы великого поэта играл один актер – реальный человек. В этой картине: Высоцкого играют: актер, пластический грим и магия голоса. Автор сценария – Никита Высоцкий. И с первого звука фильма начинается событие более важное, чем кино. Мало кому даровано - быть сыном великого поэта, но только на Аркадия и Никиту пало это неподъемное бремя – быть сыном Высоцкого. Никита держит его величественно-просто, как атлант - небо, и чтобы оно не упало, он должен был, в конце концов, дать жизнь этому фильму.

Важнейшей ролью Вл.Высоцкого был Гамлет, который шел на риск и на смерть, повинуясь Призраку своего отца. Никита Высоцкий (и вся команда создателей) делает «призрак отца» живым. В реальности, наверное, самые мощные и самые хрупкие связи - между отцом и сыном. Болезненные, сложные, конфликтные, но вечные отношения - со времен жертвоприношения Исаака и распятия Иисуса - вдруг появляются в этом фильме, который по большому счету, говорит о «распавшейся связи времен». Фильм «Высоцкий» - это римейк жизни поэта, и даже больше – это акт воскрешения, ибо здесь отец благодарит сына-сценариста: «Спасибо, что живой». Такие фильмы могут оказаться сеансом психотерапии для нации, расшатавшейся вместе с веком, когда уже не в первый раз, говоря метафорически, дети выбрасывают отцов из могил.

Семья – модель государства. Тема безотцовщины была одной из главных в фильмах переходных 1990-х («Брат», «Умри, засни, воскресни»...). В ХХI веке отец вернулся в «Возвращении» А.Звягинцева, но вертикаль жизни (не путать с вертикалью власти) не восстановилась, потому что попрежнему «век вывихнут, век расшатался». Не хочу говорить высокопарно, но вырывается наружу мысль о том, что, связывая распавшиеся цепи своей личной жизни, Никита Высоцкий попытался связать распавшиеся цепи страны. Говорю это, ибо все еще не чувствую себя ненужным винтиком всероссийской машины и наивно верю в роль личности в истории и в то, что поступок каждого человека играет свою роль в вечности.

Создатели взялись за сложную задачу – показать жизнь и людей, о которых еще помнит почти половина населения страны. И, конечно, ряд документальных неточностей или ошибок может иметь место. Но ведь фильм не об этом. Он о том, что мы живем в двух мирах – во времени и во Времени, и для второго детали роли не играют. Кажется, что если мы осознаем жизнь во Времени и ее важность, мы станем добрее, внимательнее друг к другу. Что-то деликатно-поучительное есть в фильме «Спасибо, что живой». Кажется, в нем здесь возникает мостик с лучшим, что было в советской культуре – ее обращением к высоким образцам.

Для меня, как для человека, связанного с кино, есть в фильме приятные профессиональные подробности. Они не только в желании для большего реализма снимать объективами, которыми пользовались в конце 1970-х годах, и не в тщательном реконструировании на экране хроники с интервью Высоцкого. Последнее очень интересно, ибо соотносится с попытками, например, немого кино воскресить старые живописные полотна. В этом фильме-цитате есть отсылка к киноклассике, и прежде всего, к одному из самых великих фильмов Голливуда, соединившему массовое и элитарное кино - к «Касабланке» (1942) Майкла Кертиса. «Касабланка» заканчивается тем, что самолет с Ласло и Ильзе (Ингрид Бергман) взлетает, а на взлетной дорожке остаются только Рик (незабываемый Хамфри Богарт) и Луис (начальник полиции). И Рик произносит легендарные слова: «Louis, I think this is the beginning of a beautiful friendship». Это одна из знаменитейших фраз в истории кино, процитированная Кустурицей и многими другими, кто мечтал снять свою «Касабланку». Одна из последних сцен в «Высоцком» отсылает нас именно к «Касабланке»: два работника КГБ стоят на взлетной полосе, по мизансцене полностью повторяя сцену из «Касабланки». В этот момент зритель-киноман произносит про себя грустно-иронические слова о «начале прекрасной дружбы», только на этот раз дружить будут не Рик и Луис, а начальники разных ведомств КГБ, хотя, кстати, Луис тоже был начальником французской секретной полиции.

Хочу закончить тем, что этот фильм - попытка сделать кино, рассчитанное на всех жителей нашей страны. Попытка благородная, особенно, для работников «Первого канала», который во многом ответствен за распад в головах населения. А.Звягинцев, показывая в фильме «Елена» национальную катастрофу, происходящую с людьми, впрямую обвиняет «Первый канал». В его фильме фоном звучат тексты и голоса передач «Первого канала». Все уже привыкли к отвратительной отговорке «пипл хавает»: конечно, всякий народ заслуживает то кино, которое имеет. Поэтому слава Б-гу, что сегодня наш народ заслужил эту премьеру: «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Tags: Высоцкий, Кино, кино, современное российское кино, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments