starkino (starkino) wrote,
starkino
starkino

Category:

МХАТ. Кабаре «Зойкина Квартира».

Кирилл Серебренников соединяет эпоху написания "Зойкиной квартиры" и день сегодняшний. Он открывает булгаковскую пьесу сразу несколькими ключами. Прежде всего это «Мастер и Маргарита», и спектакль смотрится как сеанс Воланда, устроенный им в театре-варьете, с целью - посмотреть на москвичей.  Дополнительно в роли "ключей" выступили Брехт и новая драма. Все это превратило пьесу в сатирико-политическое ревю с берлинской кабаретной музыкой 1920-30-х годов. Почти «Прощай, Берлин» Кристофера Ишервуда: «О, кабаре, о кабаре, о , кабаре…» и закат Веймарской республики.

В ревю нет единого сюжета, а кабаре – это музыкальные и танцевальные номера, маленькие скетчи, объединенные речами конферансье. У Серебренникова жанр спектакля балансирует между двумя разновидностями музыкального театра. Конферансье появляется только в прологе к спектаклю, а потом исчезает. Так как в  булгаковских текстах обычно много цитат из опер, Серебренников начинает пролог с эпиграфа – с куплетов Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». Фраза «Сатана там правит бал» - повторяется несколько раз.  А поскольку упоминается, что Зойкина квартира находится на Садовой, то в голове зрителя складывается некий образ Бала у Сатаны, но только без Мастера и Маргариты и с другими последствиями. Хотя и в знаменитом булгаковском романе звучит вопрос Маргариты: «А вот интересно, если вас придут арестовывать?» а спустя время, и спокойная констатация факта: «А это нас арестовывать идут» .

После пролога начинается программа кабаре в белом пространстве, «очерненном» видеоизображением. Видеоарт то напоминает модные в 1920-х геометрические фильмы, то вторгается огромными крупными планами, то представляет зрителям ракурс сверху, доступный только Богу.

В роли Зойки – актриса мюзиклов – Лика Рулла. Интересна судьба имени Зоя: будучи древнегреческим, оно редко встречалось на Руси, только среди монахинь, - но в начале 1920-х неожиданно стало одним из самых популярных среди новорожденных, как раз тогда появляется пьеса Булгакова.

Зойкина квартира – белый куб, выстроенный на сцене, где нет ничего лишнего. Белое-черно-серое пространство художника-минималиста Серебренникова вступает в диалог с режиссурой Серебренникова, тяготеющей в этом спектакле к избыточности и почти барочности. Костюмы тоже далеки от минимализма - 20-е годы, Follies Bergere и приметы современности. По сцене бродит старая балерина - рыжий дух квартиры – в виде «вечной женственности» –  гибрид соллогубовской Недотыкомки и Пины Бауш (Татьяна Кузнецова). Она, как чеховский Фирс, останется на сцене в конце спектакля, когда всех остальных арестуют бесчувственные юноши во фраках и желтых ботинках. Перефразируя название фильма Гай Германики, можно сказать: «Все умрут, а балет останется», ибо «балет в России – больше чем балет», и «Лебединым озером» заменялась не одна программа политических новостей.

В спектакле много забавных кабаретных номеров. Например, диалог Зои Денисовны Пельц и Аллы Вадимовны (чудесная Светлана Мамрешева), превращенный в медлительно-страстное танго. Смех вызывает явление Аметистова (Михаил Трухин), одетого как капуста, в которой каждый новый лист (наряд) имеет след политической принадлежности:  флаг России, георгиевская ленточка («Победа деда – моя победа»),  а на уровне "кочана" – футболка с портретом Путина. У Аметистова «документов полный карман» и, кстати, одна из его фамилий – Путинковский. Смешон и бизнесмен, товарищ Гусь (Алексей Кравченко), млеющий от видеоарта – образа обнаженной на диване, размером в зеркало сцены.  И вообще апокалиптически смешон мир, который делится на тех, кто прослушивает и на тех, кто ищет прослушки; где кокаин в разбавленном виде доставляется из милиции; где женщины торжествуют свою продажность, а китайские драконы материализуются после дозы морфия и где слова аристократа за роялем - Обольянинова в элегантном исполнении Алексея Девотченко: «Я играю, горничная на эстраде танцует, что происходит?» - попрежнему звучат современно.

В спектакле «Зойкина квартира» неукротимая фантазия Кирилла Серебренникова соединяет, казалось бы, несовместимое: классику и современность, минимализм и барокко, развлечение и политику, левых и правых, - и у него получается.

Tags: Кирилл Серебренников, МХАТ, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments