?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Документальный фильм, поставленный Клузо, и снятый Клодом Ренуаром, сыном Огюста Ренуара. В главной и единственной роли Пабло Пикассо. Le Mystere – слово из названия фильма – это то, что невозможно познать. Клузо всегда интересовала тайна, именно тайна, а не загадка, не секрет. Его интересовало то, что невозможно постигнуть до конца и что всегда связано с непредсказуемостью человеческих возможностей. Но в данном случае у нас нет детективной интриги, как в «Вороне» или в «Набережной ювелиров», здесь речь идет о непознаваемости тайны творчества. Звучит высокопарно, но у Клузо все очень конкретно. Он снимает, как работает Пикассо. Сначала кажется, что у нас перед глазами анимация, ибо именно так появляются линии, складывающиеся в рисунки. Потом Клузо обнажает прием – мы видели обратную сторону прозрачного холста, на котором рисовал Пикассо. Понятно, догадывается сообразительный зритель: Пикассо проводит линию, потом думает о следующей, а Клузо при монтаже ускоряет, вот и получается мгновенный рисунок: один, другой, третий, десятый, двадцатый... И как только мы подумали, что тайна раскрыта, Клузо, как в своих других фильмах, разрушает зрительские надежды о познаваемости le mystere. Камера оказывается за спиной Пикассо, и мы впрямую наблюдаем за движениями его руки. Мы видим, какой сюжет для него является черно-белым, а какой цветным. Мы видим рождение мысли, а потом превращение ее в действие – и все это в мгновенье. Мы подсматриваем за художником, как всегда подсматривают в кино – в замочную скважину, в окно, в зеркало (главные кинометафоры), и понимаем, что вот она тайна творчества, и она непознаваема. В конце фильма, оказавшись свидетелем многократной метафорфозы одной картины, навсегда запоминаешь, что каждое творение Пикассо (а может и других художников) – многослойная икона, и хотя мы не можем и не должны пробираться к первому слою, к первому рисунку, к эскизу, мы не должны забывать, что он всегда находится внутри того, что мы видим – т.е. не верь своим глазам. Так Клузо создал еще одну тайну Пикассо. Он показал превращение его картины, но не объяснил, чем оно вызвано, не дал возможности вернуться к первому варианту иначе, чем пересмотреть фильм или, что стало возможно с появление видео – использовав remote controle.

Tags:

Profile

starkino
starkino

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner